Золото, а не пена: благодаря ЧМ-2018 у подмосковных пивоваров резко увеличились продажи

Экономика

Рынок слабоалкогольных напитков переживает не лучшие времена. Так, продажи пива в последние годы неизменно падали. Однако благодаря чемпионату мира по футболу в этом сегменте произошел резкий всплеск спроса, ведь какой футбол без пенного напитка? Как себя чувствуют местные пивовары, учитывая поддержку властей и интерес болельщиков, разбирался наш корреспондент.

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Надежды участников рынка на рост объемов потребления пива в России в период ЧМ-2018 оправдались с избытком. С начала мирового первенства спрос на напиток вырос в несколько раз. Большой ажиотаж, в частности, наблюдается в заведениях общепита. В некоторых кафе и барах, расположенных в туристических зонах, продажи пива увеличились более чем на 50%, там, где проходимость меньше, – на 20%.

По словам директора частной пивоварни в Раменском районе Евгения Ковалева, положительная динамика наметилась сразу после того, как Россия выиграла у Саудовской Аравии со счетом 5:0.

– У нас одна точка розничной торговли – в деревне Чулково, также поставляем крафтовое пиво в бары, кафе и рестораны, – рассказывает Ковалев. – Продажи увеличились на 30%.

Специально расширять ассортимент и придумывать новые сорта предприниматели не стали, так как основными потребителями являются российские фанаты, которые довольно консервативны в выборе пива.

ПОДДЕРЖАЛИ ЛЬГОТОЙ

Аналитики компании Morgan Stanley оценили «вклад» футбольных фанатов в потребление пенного в 2% от общего объема российского рынка. В итоге сегмент вырастет впервые за 10 лет. Продажи напитка последние 10 лет падали, в 2017 году показатель снизился еще на 4–5%. Одна из основных причин проседания рынка – запрет на производство и продажу пива в пластиковой таре свыше 1,5 л, а также рост акциза.

В Московской области работает около 150 небольших пивоварен. Учитывая сложности, региональные власти решили поддержать этот бизнес. Недавно в Подмосковье вступил в силу закон о нулевой ставке по налогу на имущество. Преференции будут действовать до 2019 года. Льготы предоставят тем компаниям, у которых доля доходов от реализации пива в общем объеме превышает 70%.

Председатель Комитета Мос­облдумы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Тарас Ефимов отмечал, что высвобожденные средства должны пойти на развитие бизнеса – это обязательное условие для получения налоговых преференций.

– Льгота направлена на инвестиционную привлекательность Московской области, – пояснил Ефимов. – По итогам девяти месяцев прошлого года мы увидели значительный рост доходов от акцизов на пивоваренные компании. Чтобы бизнес мог развиваться, было принято решение о поддержке.

БЕЗ ГРАДУСОВ

С начала чемпионата отмечается повышенный спрос не только на спиртное, но и на безалкогольные напитки. По данным компании X5 Retail Group, продажи в этом сегменте увеличились почти на четверть. Наибольшую динамику показали квас (+33%) и энергетики (+41%).

Существенный вклад в оживление рынка внесло и безалкогольное пиво. По данным Союза российских пивоваров, в 2017 году, несмотря на снижение потребления обычного пива, продажи безалкогольного выросли на 5,6%. Во время проведения ЧМ-2018 этот напиток также пользуется популярностью. Ну и, конечно же, вполне закономерен интерес к различным закускам.

– Наблюдается повышенный спрос на креветки, чипсы и соленую рыбу, – сообщили в пресс-службе X5 Retail Group. – Эти товары наиболее популярны в городах, где матчи не проводят. Многие россияне предпочитают смотреть футбол дома, закупившись всем необходимым.

Михаил Ан, министр экономики и финансов Московской области:

– По итогам 2017 года мы увидели существенный рост поступлений в бюджет по пивным акцизам, при том что в целом в Московской области потребление пива снизилось. Хотя ситуация в отрасли непростая, много заводов было модернизировано, поэтому нужно поддержать те пивоваренные компании, которые выпускают качественную продукцию по современным технологиям и создают новые рабочие места.

ОТ ТРАДИЦИОННОГО ДО ЯГОДНОГО

На пивном рынке Московской области присутствуют как крупные игроки, так и небольшие производства. Представители локальных пивоварен утверждают, что соседство с такими гигантами, как Московская пивоваренная компания в Мытищах, не мешает развитию бизнеса. Они варят преимущественно крафтовое пиво по индивидуальным рецептам. Так, в области можно не только купить привычное всем темное или светлое, но и попробовать фруктовое, ягодное, травяное пиво и даже напиток с ароматом чеснока и лука.

Влияние ЧМ-2018 на рынок еды и напитков*

Средний чек в ресторанах, барах и кафе вырос на 20%

Оборот в продовольственных магазинах вырос на 22%

Продажи пива выросли на 38%

*По данным компании «Эвотор»