Жаров: есть закон, а есть отношение
Фото: [пресс-служба А. Е. Жарова]
В прошлом году в Московской области на нарушения своих прав пожаловалось на две тысячи человек больше, нежели в предыдущем. Это, однако, не повод для грусти, уверен омбудсмен региона Александр Жаров. По его мнению, это свидетельствует лишь об увеличении правовой грамотности жителей Подмосковья. Почему? Выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
Обратный отчет
– Сейчас вы подводите итоги за 2014 год. Можете что-то предварительно сказать?
– Год был очень напряженным в силу разных причин. Во-первых, это экономическая обстановка вокруг нашей страны. Во-вторых, необходимость дальнейшего развития России как правового государства. В 2014-м мы работали по всем направлениям, по которым и должны: рассматривали жалобы, занимались правовым просвещением жителей области, вели разработку законодательных инициатив. Возможно, как раз на последнее в новом году следует сделать еще больший упор – к нам стали чаще приходить граждане, которые хотят не просто решить свою проблему, но и закрепить это законодательно. Будем над этим работать.
– Если говорить о статистике, жалоб в ваш адрес стало больше или меньше?
– Больше примерно на две тысячи. Если в прошлом году мы рассмотрели 13 тысяч, то в этом – почти 15. Но я не думаю, что это говорит об ухудшении ситуации с соблюдением прав человека в Московской области. Это дает понять, что граждане стали более грамотными, активнее отстаивают свои права. Ведь не секрет, что до сих пор не все жители и Московской области, и других регионов России вообще знают, что есть такой государственный правозащитный орган как Уполномоченный, кто он такой и что делает.
Жалобная книга
– А что делает Уполномоченный в Московской области?
– Прежде всего занимается восстановлением нарушенных прав граждан. В соответствии с законом я обязан реагировать на действия или бездействие должностных лиц и органов власти, которые, по мнению граждан, нарушают их права. Круг проблем очень широкий: от ЖКХ до трудовых отношений. По всем этим вопросам мы принимаем и рассматриваем жалобы.
– Не могли бы вы рассказать подробнее, как устроена ваша работа?
– Центральный офис находится в Москве, улица Садовая-Триумфальная, 10/13, стр. 1. Но население области у нас больше семи миллионов – и это не считая москвичей, которые живут в Подмосковье, и без учета мигрантов. Много населенных пунктов, приличные расстояния, пробки. Очень важно, чтобы у граждан была возможность защищать свои права на местах. Для этого мы создали институт представителей Уполномоченного. В 72 муниципальных районах и городских округах работают мои представители. Они принимают граждан, оказывают юридическую помощь. Часы приема, контактные телефоны, адреса – все можно посмотреть на нашем сайте. Вопросы местного значения представители решают с органами местного самоуправления. Когда проблема сложнее – подключаются специалисты профильных отделов центрального аппарата. Если установлен факт нарушения, занимаемся восстановлением прав. Если нет – даем заключение – ваши права в данном случае не нарушены. Конечно, для каждого его вопрос самый важный и больной. Поэтому, даже когда факта нарушения прав не выявлено, мы все равно стараемся поговорить с заявителем и все ему доступно объяснить. Есть закон, но есть и простое человеческое отношение.
– А непосредственно к вам на прием легко попасть?
– Мой личный прием бывает каждый понедельник, а сотрудники принимают граждан в любой день недели, с девяти утра и до шести вечера. Чтобы разговор был результативным, желательно заранее обратиться с письменной жалобой, прислать копии всех документов по делу. Также я провожу выездные приемы в городах Московской области и приемы через интернет. Например, на днях был выезд в Волоколамск, а онлайн провели с Истринским районом. Также можно обратиться в приемную по телефону 8 (495) 650 20 38.
– Какие рычаги влияния у вас есть? Если правоохранительные органы могут как-то наказать или, например, оштрафовать за нарушение, то у вас, как я понимаю, таких полномочий нет.
– По сути Уполномоченный – это человек, который, используя силу закона и свой авторитет, личные качества, знания, умения, восстанавливает нарушенные права граждан. На протяжении уже девяти лет я взаимодействую и с правоохранительными органами, и с органами исполнительной власти. Большую помощь оказывают депутаты Мособлдумы и, конечно, губернатор.
Двойная ответственность
– Вы родились и выросли в Подмосковье, несколько лет возглавляли администрацию Солнечногорского района. Это помогает вам в работе?
– В работе помогает все. Да, я родился, вырос, учился в Клинском районе. Начинал работать слесарем на заводе. Потом пошел по комсомольской и партийной линии. В администрации Солнечногорского района был не только главой, но еще и председателем исполкома. Потом работал и в Мособлдуме, и в Совете Федерации. Конечно, за много лет обрастаешь ответственностью и людьми. Все это обязывает слышать и понимать их проблемы.
– Насколько чувствуется ответственность?
– Мне это тяжело передать, но всем своим коллегам и подчиненным я всегда говорю: поставьте себя на место человека, который к вам обращается. Надо осознавать, что от наших решений зависят порой судьбы. Например, недавно пришла на прием пара. Рассказывают – у них пятеро детей, ждут шестого, а живут в однокомнатной квартире, где, кроме этой семьи, еще мама и сестра жены, получается девять человек. А жилая площадь 18 квадратных метров. При этом они успели накопить приличный долг за ЖКХ, поэтому местная администрация даже разбираться не стала – вы должники, ничего не можем сделать. Вот это – недопустимое отношение. Да, должники, но это же наши граждане, которые попали в трудную ситуацию. Мое глубокое убеждение – помогать надо, даже если это не прописано в законе. Всегда можно постараться и найти способ. Вот когда вижу людей, которые попали в беду, – ответственность за них чувствуется двойная.
Откуда жалуются больше всего?
1. Можайский район
2. Одинцовский район
3. Ногинский район
4. Коломенский район
5. Городской округ Химки
На что жалуются больше всего?
1. Жилищная сфера
2. Образование
3. Медицина
4. Социальное обеспечение
5. Имущественные права