Мощи преподобного Антония Радонежского в Троице-Сергиевой лавре
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Мощи архимандрита Антония (Медведева) находятся в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры рядом с ракой преподобного Максима Грека. Преподобный Антоний был наместником Троице-Сергиева монастыря с 1831 по 1877 годы, и на время его служения пришелся расцвет монашеской жизни в лавре и ее окрестностях. Стараниями преподобного в Сергиевом Посаде был основан знаменитый Гефсиманский скит, а затем возникли Черниговский скит с пещерным отделением, Боголюбская киновия и пустынь Святого Параклита. В 1998 году архимандрит Антоний был канонизирован в лике местных радонежских святых.
Наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний являл пример необыкновенной судьбы: будучи человеком простого происхождения, не имевшего полного школьного образования, он фактически возглавил важнейший монастырь Русской Церкви, снискал уважение и дружбу московского святителя Филарета (Дроздова) и внимание царственных особ.
Будущий архимандрит Антоний – в миру Андрей Гаврилович Медведев – родился в 1792 году в селе Лысково Нижегородской губернии. Его отец был поваром у знатного человека, а мать – дочерью землемера, приехавшего из Сибири. Село Лысково расположено на берегу Волги напротив Макарьевского Желтоводского монастыря. Здесь вплоть до 1816 года проходила знаменитая Макарьевская ярмарка, привлекавшая множество купцов из разных городов.
В юности Андрей Медведев учился аптекарскому делу при больнице в Лысково, а также помогал местному доктору Дебше. Француз многому научил юношу во врачебном ремесле и завещал ему свои книги по медицине. В 1812 году Андрей Медведев получил официальное право на ведение собственной врачебной практики.
Архимандрит Антоний (Медведев). Источник: Государственный исторический музей.
На первом этаже господского дома в Лысково, где когда-то работал поваром отец будущего архимандрита Антония, было помещение, всегда открытое для странствующих иноков. Многие из них приходили из дальних монастырей и собирали пожертвования во время ярмарки. Однажды Андрей заглянул в эти комнаты и увидел молящегося монаха. Странник предложил случайно зашедшему юноше помолиться вместе. Монашеское молитвенное правило оставило первое глубокое религиозное впечатление в душе лекаря.
К молодому фельдшеру обращались богатые купцы, приезжавшие на Макарьевскую ярмарку. Однажды по врачебным делам его вызвал знакомый купец из города Арзамаса (примерно в 150 километрах от Лысково). Купец познакомил его с настоятельницей Арзамасской Алексеевской общины Ольгой Васильевной Стригалевой – впоследствии преподобной Олимпиадой, которая тогда тяжело болела. Во время лечебных процедур Андрей беседовал с подвижницей на духовные темы, и этот разговор подтолкнул юношу к мысли избрать монашеский путь.
Однажды по болезни к арзамасской блаженной Елене Афанасьевне был приглашен Андрей Медведев, и юродивая, бросив взгляд на фельдшера, предрекла: «Хорош паренек, да одежду нужно подлиннее, до самых пяток». Так она намекала на монашеские ризы. На всю жизнь архимандрит Антоний сохранил особенное благоговение перед юродивыми и блаженными, которые и в дальнейшем являлись в важные моменты его жизненного пути.
В 1818 году лекарь Андрей Медведев принял окончательное решение стать иноком, надел лапти и рубище и отправился в знаменитую в Нижегородской земле и по всей России Саровскую пустынь, расположенную недалеко от Арзамаса. Однако подвижника ждало обидное разочарование: насельники пустыни грубо обошлись с ним, так как его вид показался им подозрительным. Преподобный Серафим Саровский в 1818 году находился в затворе, поэтому не мог взять руководство над новым послушником.
Митра архимандрита Антония в экспозиции Церковно-археологического кабинета МДА
Несмотря на холодный прием, Андрей Медведев все же поступил в Саровскую обитель, и пробыл в ней полтора года. Этот первый опыт жизни в монастыре был неудачным. Андрей возвратился в Арзамас, и уже было хотел отказаться от монашеского пути, но знакомая подвижница Ольга Васильевна Стригалева убедила его попробовать поступить в расположенную неподалеку Высокогорную пустынь.
В 1822 году Андрей Медведев был зачислен послушником в этот немногочисленный по числу братии монастырь, и вскоре был пострижен в иночество с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. Через четыре года отец Антоний был назначен на должность «строителя» Высокогорного монастыря, и под его руководством обитель стала расти и преображаться.
В эти годы о. Антоний несколько раз встречался с преподобным Серафимом Саровским. Великий святой предсказал, что Антоний возглавит вскоре Троице-Сергиеву лавру. Антония стал беспокоить страх скорой кончины, хотя видимых причин для этого не было: инок был в расцвете лет и здоров. Он решил спросить совета у преподобного Серафима. Старец ответил на его опасения смерти следующее: «Не так ты думаешь, радость моя, не так: Промысел Божий вверяет тебе обширную лавру». Отец Антоний удивился этим словам, и подумал, что старец предрекает расцвет его Высокогорной пустыни под Арзамасом, называя ее иносказательно «лаврой».
Через два месяца после этого разговора Антоний получил письмо от московского митрополита Филарета (Дроздова), в котором тот приглашал его стать наместником Троице-Сергиевой лавры на место скончавшегося незадолго до этого архимандрита Афанасия. Святитель посчитал нижегородского инока лучшим кандидатом в начальники лавры, хотя некоторое время сомневался, стоит ли назначать в Троицкий монастырь человека из чужой епархии. Дело решило еще одно знамение. К московскому святителю неожиданно явился юродивый странник, который назвал имя Антония как следующего лаврского начальника.
В 1831 году отец Антоний был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита. В этой должности он пробыл вплоть до своей кончины в 1877 году. В управлении лаврой отец Антоний сочетал два подхода: с одной стороны, совершал дела милосердия, которые выражались в устройстве при монастыре благотворительных учреждений, с другой стороны – искал более уединенной и сосредоточенной в молитве жизни. Архимандрит Антоний, будучи истинным монахом, утомлялся многолюдностью лавры. Он хотел устроить себе келию в Вифанском монастыре, однако и здесь не нашел покоя из-за находившейся при обители семинарии.
В Вифании архимандрит Антоний услышал рассказ старожилов о том, что ее основатель покойный митрополит Платон (Левшин) часто удалялся для молитвы в урочище Корбуха. Платон будто бы предсказал, что это место станет «доброй нивой для ищущих спасения». В 1841 году Антоний поделился с митрополитом Филаретом своим заветным желанием устроить на Корбухе скит для уединения монахов, куда бы он мог и сам удаляться на время от лаврских забот. Так преподобным Антонием было положено начало Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры. Позднее им были созданы еще несколько уединенных обителей в окрестностях лавры: Черниговский скит с пещерами, Боголюбская киновия и пустынь Святого Параклита.
Много других полезных преобразований осуществил архимандрит Антоний в годы управления лаврой. Среди них можно отметить возрождение местной иконописной традиции. В 1846 году при лавре была открыта школа иконописания, начальником которой был назначен местный талантливый художник И. М. Малышев. Иконы мастерской Малышева впоследствии приобрели всероссийскую известность.
Последние пять лет жизни архимандрит Антоний тяжело болел, был фактически прикован к постели. Управление лаврой в этот период было передано духовному собору. В перенесении болезни архимандрита Антония укрепило чудесное видение. На тот момент уже покойный митрополит московский Филарет явился ему и произнес: «Читай: Христос воскресе из мертвых!».
Преподобный Антоний умер 12 мая 1877 года на 85 году жизни, послужив лавре святого Сергия 46 лет. По завещанию он был похоронен в притворе церкви Сошествия Святого Духа на апостолов рядом с могилой своего друга святителя Филарета (Дроздова). В 1998 году преподобный Антоний (Медведев) был канонизирован в лике местных святых. Рака с его мощами первоначально стояла в Духовском храме, а в настоящее время находится в Сергиевской Трапезной церкви.