«Покрый нас от всякого зла»: о празднике Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Православная Церковь знает немало праздников, посвященных памяти Пресвятой Богородицы. Чаще всего они напоминают нам о важнейших событиях Ее жизни. Об этом говорят и их названия: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение. А 14 октября мы отмечаем Покров Пресвятой Богородицы, и этот праздник говорит о другом – об отношениях между Пресвятой Богородицей и всеми верующими во Христа людьми.

Об этих отношениях, впрочем, мы узнаем уже в Евангелии. Когда Господь умирал на Кресте, Он обратился к Матери Своей и, указав Ей на Своего ученика Иоанна, сказал: «Жено! се, Сын Твой». А затем обратился и к ученику: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19. 26-27). Этот эпизод мы всегда вспоминаем, объясняя себе, почему Богородица почитается нами не только как Мать Иисуса Христа, но и как наша Мать. Но ведь одни и те же слова Писания могут трактоваться по-разному. Кто-то скажет (а протестанты именно так и говорят!), что слова эти нужно понимать конкретно, что они обращены именно к Иоанну и больше ни к кому. Мы же, православные, убеждены, что в лице Иоанна Господь благословил Свою Мать усыновить и удочерить всех учеников Своих. Да и как же иначе? Ведь если мы с вами братья и сестры во Христе, то ясно, что Мать Христа – наша Мать. А если нет, то какие мы тогда братья и сестры?!

Один великий подвижник последнего времени, схиархимандрит Гавриил (Зырянов), умирая, оставил завещание, в котором есть и такие слова:

«Когда кто находится в напастях, каких бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери («Многими содержим напастьми...»), и пройдут для него все напасти бесследно, к стыду нападающих на него».

Эти слова были сказаны человеком старым, говорившим и советовавшим только то, в чем сам убедился многократным опытом.

И это не только его опыт, это опыт всей Церкви Христовой, подтвержденный бесчисленными свидетельствами. Пресвятая Богородица хранит от бед, спасает от несчастий, оберегает от зла.

С особой силой эта истина была открыта блаженному Андрею во время богослужения во Влахернской церкви Константинополя. Тогда он увидел Деву Марию, шествующую по воздуху над головами молящихся и покрывающую их своим омофором.

Из «Жития Андрея Юродивого»:

…в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие Другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира? » Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь.

«Царь Небесный, – при этом обращалась ко Господу Всецарица, – приими всякого человека, молящегося к тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». И пообещала Она людям Свой покров и защиту.

В память об этом событии в Русской Православной Церкви был установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы.

«Радуйся, Радосте наша! Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», – таков припев акафиста, воспевающего это удивительное событие.

Но что есть зло в понимании христианина? В первую очередь в голову приходят болезни, утраты, скорби, несчастья. Действительно, ничего радостного во всем этом нет, и когда оно случается, мы усиливаем свою молитву. Однако мы и понимаем, что не в том счастье человека, чтобы пройти по жизни без болезней и скорбей. Величайшие угодники Божии их не миновали.

Апостол Павел, избранный сосуд Божий, сподобившийся величайших дарований и откровений, признавался: «...дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12. 7).

На Серафима Саровского напали грабители и чуть не до смерти избили его как раз в тот момент, когда он молился перед иконой Богородицы «Умиление».

Всю жизнь страдал от тягчайших недугов преподобный Амвросий Оптинский. И не перечислить всех святых, жизнь которых была полна бедствий, болезней, скорбей и утрат. Как же не защитила их Богородица, тех, кто молился Ей гораздо горячее и искреннее других? Ведь и сам схиархимандрит Гавриил (Зырянов), оставивший вышеназванное завещание, прожил жизнь далеко не безоблачную.

Не всегда, однако, то, что видится нам злом, действительно самое страшное зло. И нелепо думать, что все благополучные, благоустроенные, физически здоровые и удачливые люди подлинно счастливы.

Преподобный Парфений Киевский молился Богу так:

«...не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от единственного и величайшего зла: греха».

Грех преподобный старец называет злом величайшим и, более того, единственным. Если и мы это понимаем, если боимся впасть в грех гораздо больше, чем заболеть или чего-то лишиться, то воистину распростирается над нами Покров Пресвятой Богородицы.

Грех, как известно, начинается с помысла. И если удается удержаться от недостойного поступка, то куда труднее удержаться от ненужных, пустых, вредных и недобрых слов. И тем труднее противостоять темным мыслям и чувствам, роем клубящимся в уме и сердце. А там, где одолевают греховные мысли, будут и греховные слова и, в конце концов, греховные поступки. Святые это знали и потому считали борьбу с помыслами самой важной. Очисти сердце и ум – и все остальное тоже очистится: и слова, и дела.

И напротив, пока зло живет и действует в сердце, оно, так или иначе, прорвется наружу – делом или словом. Поэтому, молитвенно прося Богородицу покрыть нас от всякого зла, не будем забывать, в чем оно, главное зло. Претерпевать зло от других – это еще не зло. Этого не минул ни Христос, ни Богородица, никто из святых. Делать злое, думать злое, говорить злое – вот настоящее зло, от которого да сохрани нас Богородица Своим предстательством.

И в том, что именно так происходит, все мы имеем возможность убедиться.

Подойдите к иконе Божией Матери в храме. Встаньте перед ней и не спеша попросите прощения за все недоброе, сделанное вами в жизни, поблагодарите за все Ее и Ее Сына, попросите помощи и затем с благоговением поцелуйте образ.

И вы увидите, что в этот момент нет в сердце ни одной грязной мысли, грех вызывает отвращение и омерзение.

И чем чаще и искренней будем прибегать к Заступнице нашей, тем прочнее и глубже будет укореняться в сердце неприятие греха, желание чистоты, добра и правды.

А тогда – ничего не страшно!

Поделиться