Заказ до Дербента и угрозы пистолетом: невероятные истории от подмосковных таксистов
Фото: [кадр из фильма "Бриллиантовая рука"]
В Подмосковье произошел очередной громкий скандал между водителем такси и пассажиркой. Девушка обматерила таксиста за то, что машина остановилась не в указанном месте. Водитель заявил: он ждал клиентку прямо напротив ее двери. За такую «наглость» таксист получил несколько ударов в лицо. К сожалению, подобные ситуации не редкость. Причем виноватыми в конфликтах оказываются и водители, и пассажиры. В преддверии Международного дня таксиста (22 марта) корреспондент «Подмосковье сегодня» пообщался с обеими сторонами баррикад и выяснил, существует ли на свете идеальный пассажир и на что имеет право каждый участник поездки.
ПО ЗАКОНУ
Денис Светлаков из Люберец планировал доехать из аэропорта Шереметьево до дома на такси по корпоративному тарифу. Но приехавшего на вызов водителя не устроила сумма, которая высветилась на счетчике. Доплатить за поездку Денис отказался, таксист высадил его прямо на ночной трассе.
Первопричина конфликтов между таксистами и клиентами – деньги. Водитель хочет заработать, а пассажир – максимально сэкономить на поездке. Иногда компании-агрегаторы устанавливают цену, которая невыгодна для водителя. Ведь он должен с каждого заказа заплатить комиссию в 30%. Шоферы выходят из такой ситуации по-своему. Один промолчит и повезет, другой откажется от заказа. Третий потребует доплатить за парковку или дать на чай.
Чаще всего, чтобы восстановить свои права, пассажиру достаточно обратиться в техподдержку компании-агрегатора. Например, за явную грубость водителю могут заблокировать доступ к новым заказам, а клиенту компенсируют стоимость некачественных услуг. Могут быть и более серьезные санкции. По словам ведущего юриста Европейской юридической службы Геннадия Локтева, если таксист ударил пассажира или оставил его в опасной для жизни ситуации, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Но иногда и сами таксисты становятся жертвами.
НЕ ВСЕГДА ПРАВ
Карина Аветисян из Одинцово за рулем уже 23 года. Последние шесть лет работает в такси. По ее словам, с клиентами ей везет. Но бывают и исключения.
– Однажды я подвозила двух нетрезвых молодых людей. Один из них начал мне угрожать, я испугалась. Даже хотела притормозить у поста ДПС, но не стала. Пассажир мой героизм оценил и даже заплатил за поездку, – рассказала Карина.
Но не у всех историй бывает хеппи-энд. В прошлом году в Московском регионе произошел всплеск грабежей и нападений на таксистов.
– К нам обратился за помощью водитель такси. Он принял заказ на поездку, в машину село трое мужчин, один из них под угрозой пистолета отобрал всю выручку – почти 20 тыс. руб. Преступников, к счастью, поймали, – рассказывает председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов.
По мнению Кудинова, еще одна из главных причин конфликтов между пассажирами и водителями – человеческий фактор. Клиент сел в машину в плохом настроении, он опаздывает, а на дороге пробки. Водитель уже 10 часов за рулем и очень устал. В итоге взаимное недовольство превращается в словесную перепалку.
– Таксисту не надо забывать о том, что он работает в сфере услуг. Он должен быть вежливым, обладать пониманием, что люди попадаются разные, – говорит Кудинов.
БУДЬТЕ ЧЕЛОВЕКОМ
Идеальным пассажиром быть нелегко, но можно, считают таксисты.
– Для меня это обычный адекватный человек. Вежливость – в мелочах. Хорошие пассажиры не пачкают салон во время езды, заранее предупреждают, если едут с животными или детьми. Люблю ездить с людьми, которые садятся в такси на позитиве, общаются. Однажды клиент попросил не отвезти его куда-то, а посидеть с ним в машине и поговорить. В итоге мы прообщались с ним два часа, и это время он мне оплатил, – рассказывает Аветисян.
А Андрею Кудинову навсегда запомнится клиент, с которым в машине ему пришлось провести больше суток. Житель Дагестана опаздывал на похороны отца и попросил довезти до аэропорта Домодедово. Это было в августе прошлого года, с вылетами из-за пандемии возникали сложности.
– Пассажир попросил подождать, на случай, если не сможет улететь. Вернулся и заплакал. Я ему говорю: поехали в твой Дербент. Дорога заняла сутки, сменяли друг друга за рулем. Когда добрались, меня накормили, набили полную машину продуктов. Хорошо заплатили. А на обратном пути проводили до границы со Ставрополем, – вспоминает Кудинов.
Мнения экспертов
Андрей Кудинов, председатель профсоюза водителей такси «Возрождение»:
– Сегодня водителей от нарушения их прав могут защитить только закон, видеокамера и профсоюз. Мы как профсоюз систематизируем и анализируем случаи нарушения прав таксистов. Например, отстояли право не применять тахограф – не нужный в работе и дорогой в обслуживании.
Людмила Емельяненко, член Общественной палаты Московской области, заслуженный работник транспорта РФ:
– Разрешения для осуществления таксомоторной деятельности получают различные транспортные организации на свои автомобили, которые потом сдают в аренду водителям, формально подходящим по критериям. Поэтому кто нас везет и кто будет нести ответственность за качество и безопасность этой поездки – это большой вопрос. Найти компромисс можно, если законом будут установлены определенные требования к профессиональным качествам того, кто сидит за рулем такси.
Кирилл Жигарев, заместитель председателя Московской областной Думы:
– Работа всех такси упирается в агрегаторов, которые для пользователя являются удобным инструментом, но не несут ровным счетом вообще никакой ответственности, если, например, произошло ДТП или кража личных вещей пассажира. Когда раньше были таксопарки, туда можно было позвонить, они связывались с водителем или давали контакт. Здесь нужно вводить какую-то норму к агрегаторам, которые будут нести ответственность.