«Есть хотелось постоянно»: узницы концлагерей рассказали о жизни в заключении и после

Эксклюзив
Общество

Фото: [Фото: Сергей Маслов]

Любовь Михеева и Нина Горбарук сегодня живут в Воронежской области. С первого взгляда это обычные пенсионерки, и мало кто знает, какая сложная у них судьба. Обе они были узницами концлагерей в разных местах, но на двоих у них одно воспоминание — неутихающий голод.

«Когда мы были в концлагере, мать стирала фашистам и рыла окопы. А я с другими детьми сидела целыми днями за колючей проволокой. Мне было два года, когда я выучилась нескольким немецким словам», — говорит Любовь Ивановна корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня».

Увидев немца, девочка кричала: «Цукер, цукер!» Уже тогда она понимала, что надо просить сахар чужими словами. Изредка ей и правда перепадал кусок рафинада. Жили голодно, да и от жажды мучились. По словам Михеевой, на весь день детям давали литр воды. После освобождения из лагеря тоже было несладко.

«Села были повыжжены, а какие не выжжены — разорены. Мы искали в земле мерзлую картошку, и, вдруг найдя, очень радовались. Ели лебеду и какие-то красные травы. До того они были горькие! Варили вонючую баланду и хлебали, чтобы хоть что-то в рот положить», — вспоминает Любовь Ивановна.

Нина Горбарук вспоминает пожилую учительницу из своей школы, которая во время занятий от голода теряла сознание прямо в классе.

«После уроков я приводила ее домой и наливала ей остатки наших этих супчиков. Нас в семье было пятеро, и тогда мама приходила с работы, а дома из еды ничего не было. Она знала, что я так поступаю и ни разу не поругала. Но есть хотелось всегда. Помню, идешь по дороге и мечтаешь найти кусочек хлебушка», — рассказывает Нина Петровна.

Ранее мы рассказывали, как сотни тысяч россиян будут проводить патриотические акции в рамках проекта «Волонтеры Победы».