Как живут и работают осужденные в исправительном центре Каширы
Фото: [пресс-служба УФСИН России по МО]
Вместо колючей проволоки и охранников с овчарками – возможность сходить в пиццерию, в кино и на рыбалку, провести время с семьей. Но цена за эти радости жизни – усердный и дисциплинированный труд. Теперь осужденным за различные преступления доступна и такая альтернатива тюрьмам и колониям. Наш корреспондент выяснил, как проходят будни приговоренных к принудительным работам в Каширском исправцентре.
СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ
Первый в Московской области исправительный центр был открыт чуть больше года назад в г.о. Кашира. Он располагается на территории поселка Ожерельевского плодоприемника, в тихом зеленом месте. Двухэтажное здание зеленого цвета напоминает заводское общежитие, собственно, это оно и есть. Большие спальни, комнаты отдыха, спортивный зал, туалеты и душевые, кухня, столовая.
Здесь проживают чуть более ста человек – изначально приговоренные судом к принудительным работам и осужденные, переведенные из колоний, которым за хорошее поведение заменили оставшийся срок на этот вид наказания, не связанный с лишением свободы.
У 30-летнего Романа Кравцова (имена осужденных изменены. – Прим. ред.) когда-то была счастливая жизнь – любящая жена, хорошая должность в одном из аэропортов Московской области, квартира, машина – полный достаток. Но в его жизнь вошли наркотики, распространение, итог – тюрьма, суд, приговор – 10 лет колонии. Пять из них Роман отсидел и подал заявление о замене наказания на принудительные работы. Положительные характеристики, в том числе ударный труд в исправительном учреждении, сыграли роль – год назад молодой человек оказался в Кашире.
– Смысл наказания в том, что я обязан работать, – объясняет Роман. – Полный рабочий день, с выходными, отпусками и больничными, все по Трудовому кодексу. Платят среднюю зарплату по области, но можно брать подработки.
ВЫХОДНАЯ РОМАНТИКА
Роман трудится разнорабочим на предприятии «Гофрон», которое производит картонную тару. Руководство завода направило его на повышение квалификации – он уже сдал первый экзамен и через месяц станет машинистом линии.
Осужденные к принудительным работам – люди практически свободные, они обязаны отработать свою смену, а что делать в выходные – их личное дело.
– Я езжу на завод на своем автомобиле, – говорит Роман. – Выходные провожу с женой – она приезжает ко мне, и мы идем в город, ходим в кино и кафе.
Примерно так же проводят свободное время все семейные осужденные исправцентра – с женами и детьми. А несемейные ходят на рыбалку, в лес по грибы, в магазин или в кино.
– Осужденному необходимо написать заявление на мое имя, в котором указать, куда, с кем и на сколько он отправляется, – поясняет начальник исправительного центра № 1 УФСИН России по Московской области Владимир Киров. – Если к человеку нет нареканий, мы не отказываем. Самое главное – запрещено употребление алкоголя и наркотиков.
Осужденные трудятся на швейной фабрике, на коммунальных предприятиях Каширы. Но большая часть – на «Гофроне».
ОТНЕССЯ С ОПАСКОЙ
«Гофрон» – системообразующее предприятие Каширы, огромный завод, поставляющий картонную тару для всей Центральной части России.
– Когда я получил предложение от УФСИН, то поначалу отнесся к нему с опаской, – признается директор по персоналу «Гофрона» Алексей Белодворцев. – Все-таки люди, преступившие закон. Но у нас нехватка кадров, особенно на места, не требующие специальных профессиональных навыков.
Белодворцев помнит 4 июня 2020 года, когда на завод пришла первая группа осужденных из шести человек.
– Я поговорил с ними и понял, что это нормальные люди, – улыбается Алексей. – На следующий день пришло еще 4 человека, потом еще, и сейчас у нас работают 57. Скажу честно, никаких проблем за этот год.
Осужденные трудятся усердно, филонщиков среди них – единицы. Никогда не придут с перегаром, не прогуляют. С точки зрения работодателя еще плюсы – не могут уволиться. Отпуск у них вполовину короче, чем у гражданских.
ОСТАВАЙТЕСЬ У НАС!
Мы идем в цех. Появляется мужчина в спецовке. Улыбаясь, здоровается с Белодворцевым. Борис Прохоров трудится грузчиком, он здесь на хорошем счету. Но честно признается шепотом, что работа скучновата. Раньше он был машинистом московского метро. Но – глупая драка, случайное движение рукой – и соперник скончался. В итоге колония, где он сидел несколько лет, и исправцентр.
Василий Юдин загружает в агрегат картонные заготовки и выгружает готовые изделия. Он бывший госслужащий, оказался здесь за взятку. Юдин – один из немногих осужденных исправцентра, который живет на свободном поселении.
– Живу в съемной квартире в Кашире с женой и дочкой, – гордится Василий. – Это разрешает закон в качестве поощрения за добросовестный труд.
Василий признается, по окончании срока наказания хотел бы остаться на заводе. Руководство «Гофрона» уже сделало подобное предложение двенадцати осужденным. По словам Белодворцева, не нужно бояться принимать на работу таких граждан. Решение о назначении этого вида наказания или о переводе в исправцентр принимает суд, учитывая характеристики осужденных, давая им шанс на исправление, которым они очень дорожат. Среди них юристы, бизнесмены, госслужащие, рабочие.
– Если у кого-то нехватка кадров, то рекомендую рассмотреть эту инновацию, которую мы опробовали на «Гофроне» с позитивным, по моему мнению, результатом, – говорит Белодворцев.
– Количество лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях области и являющихся жителями Московской области, у которых наступил срок возможного обращения в суд, о замене неотбытой части наказания принудительными работами на 21.06.2021 составляет 852 человека, - рассказала начальник пресс-службы УФСИН России по МО Алеся Бегленко. - Также данный срок наступил у более 6000 осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях других субъектов РФ и являющихся жителями Подмосковья. В связи с этим нашим ведомством проводится работа по расширению сети и открытию новых исправительных центров на территории Подмосковья. В первую очередь это позволит жителям Московской области отбывать наказание по месту жительства, что будет способствовать поддержанию и сохранению социально полезных связей, семейных связей осужденных.