Метро включило «Мозги»: учёные из Жуковского создали искусственный интеллект для поездов

Общество
Денис Трудников/Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье Сегодня]

Каждое утро десятки тысяч жителей Подмосковья едут на работу в столицу и спускаются в метро, чтобы добраться до точки назначения. Но никто даже не подозревает, что об их комфорте и безопасности под землей заботится умная система управления поездом, разработанная учеными из Жуковского. Недавно за этот проект авторы получили премию губернатора региона.

КВИНТЭССЕНЦИЯ ОПЫТА

Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова (НИИП) (входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей») – одно из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Его эксперты создают авиационные системы управления вооружением истребителей и знаменитые зенитные ракетные комплексы «Бук».

Есть в арсенале НИИП и гражданские разработки. За один из последних таких проектов коллектив предприятия получил премию губернатора области.

Награды удостоилась
система управления
«СКИФ-М20», предназначенная для управления, обеспечения безопасности и технической диагностики электропоездов. Над созданием интеллекта для вагонов трудился коллектив авторов. По сути, это квинтэссенция 20-летнего опыта ученых Жуковского, чьи системы управления рельсовым транспортом используются на железных дорогах и в метрополитенах России, а также стран Европы и Азии.

УМНАЯ И ЗАБОТЛИВАЯ

Как рассказали в пресс-службе института, система построена как многопроцессорная локальная вычислительная сеть. Она работает в режиме реального времени и помогает управлять электропоездом не только в ручном, но и автоматическом режиме. Искусственный интеллект регулирует скорость поезда, ведет его по перегону с соблюдением ограничений, помогает останавливаться на станциях с точностью до 30 см, а в тупиках совершать автооборот.

Система сильно разгружает машиниста, позволяет свести к минимуму человеческий фактор.

Всю информацию о малейших нюансах движения программа записывает и хранит «черный ящик». Искусственный интеллект ни на минуту не прекращает диагностику состава. На основе полученных данных вычислительная сеть прогнозирует возможные ошибки и неисправности. По беспроводным каналам вся информация о состоянии вагонного оборудования может поступать в диспетчерский центр.

ЛУЧШИЕ В РОССИИ

Под контролем системы находится и сам машинист поезда: показатели его здоровья считывают специальные датчики. Если машинисту вдруг станет плохо, искусственный интеллект возьмет управление транспортом на себя и доставит пассажиров к станции в целости и сохранности.

– В поездах предусмотрена возможность внедрения технологии автоматизации GoA4. Это самый высокий уровень «беспилотности», и он может быть достигнут при готовности путевой инфраструктуры, – добавляют в пресс-службе.

На сегодняшний день система «СКИФ-М20» не имеет аналогов в стране и по ряду параметров превосходит разработки ведущих зарубежных производителей.

– В этом году премии губернатора Московской области в сферах науки, технологий, техники и инноваций удостоились 10 проектов, представленных на конкурс коллективами научных организаций из Дубны, Королева, Жуковского и Фрязина, а также предприятий из Красногорска, Балашихи, Богородского и Сергиево-Посадского городских округов. Все лауреаты – это примеры успешного применения научных и технологических изысканий, которые уже сегодня активно используют на производстве, в строительстве и медицине, – говорит министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.