Старинный вокзал в Серпухове, выставленный на продажу, возможно, нашел покупателя

Общество
Денис Трудников/Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье Сегодня]

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) выставило на продажу здание вокзала в городе Серпухове. На старинный объект, в котором бывали Лев Толстой и Антон Чехов, пока что не нашлось покупателей. Сейчас собственник снизил цену со 138 до 68 млн руб. Объектом заинтересовался знаменитый российский девелопер, владелец усадьбы Гребнево Андрей Ковалев. Он рассказал «Подмосковье сегодня», какую новую жизнь может получить здание транспортного хаба.

ПИСАТЕЛИ В ГОСТЯХ

Здание серпуховского вокзала было построено в 1868 году по проекту архитектора Федора Кнорре, специализировавшегося на объектах железнодорожной инфраструктуры. На тот момент строение стало самым высоким в городе.

– На втором этаже располагались меблированные комнаты, – рассказывает председатель серпуховского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Павел Стенчев. – В одной из квартир жил друг Антона Павловича Чехова, ревизор движения серпуховского участка Московско-Курской железной дороги Григорий Вайнштейн. Писатель часто приезжал к нему в гости. Бывал здесь и Лев Толстой, пил чай в вокзальном буфете во время своих поездок в Ясную Поляну.

На серпуховском вокзале останавливались российские цари и прочие сановные лица, ученые, артисты, полководцы. В конце 80-х годов прошлого века в здании провели капитальный ремонт, во время которого ниши в помещении вокзального ресторана расписал фресками знаменитый художник-монументалист Тамерлан Кодоев.

– Тематику росписи я выбирал сам, – вспоминает Кодоев. – Я хотел показать, что Серпухов – красивый, старинный и ремесленный город. Руководству железной дороги мои работы понравились. Они украсили ресторан, кстати, на тот момент – один из лучших в городе.

ПРОДАЖА – БЛАГО

В советское время квартиры на втором этаже ликвидировали. Вплоть до перестройки там располагались отделение милиции и другие городские службы. Но с 90-х годов эти помещения пустуют.

– Туалета на вокзале не было, – говорит Стенчев. – Все пассажиры ходили на второй этаж. Дело дошло до того, что мочевина стала протекать на потолок зала ожидания.

В прошлом году РЖД провела косметический ремонт вокзала, помойку на верхних этажах ликвидировали. Горожане не успели порадоваться этому, как оказалось, что это была часть предпродажной подготовки – весной этого года здание было выставлено на аукцион.

– Изначально я был в шоке, когда узнал, – признается Тамерлан Кодоев. – Это памятник истории, он должен принадлежать городу. А что сделает с ним новый собственник, пока неизвестно.

Художник переживает, что в результате перепрофилирования объекта его фрески могут быть утрачены. А вот Павел Стенчев в продаже объекта ничего плохого не видит.

– Я слышал, что город хотел забрать вокзал себе, превратить его в многофункциональный культурный объект, – замечает Стенчев. – Но эта идея не получила реализации. Для таких объектов продажа – порой единственный вариант спасения. Это объект культурного наследия, он будет всегда подлежать государственной охране. У нас уже есть подобный положительный опыт. Памятник истории, бывшее здание художественной школы на улице Калужской, передали в аренду на 49 лет предпринимателю. Сейчас он перепрофилирует его под частный музей.

Жители Серпухова и общественники волнуются – кто купит одну из самых знаковых городских достопримечательностей, что с ней будет дальше. И вообще – как и во что можно превратить вокзал?

ПРИДЕТСЯ ВЛОЖИТЬСЯ

На эти вопросы дал ответ российский девелопер Андрей Ковалев. У него есть многолетний опыт покупки и перепрофилирования в бизнес-парки исторических зданий – старинных московских заводов и фабрик. Сейчас он занимается восстановлением усадьбы Гребнево – хочет превратить древнее разрушенное имение в самый масштабный туристический объект Подмосковья.

– В Европе исторические здания вокзалов, которые к настоящему моменту уже не могут реализовывать свою изначальную функцию, перепрофилируют под культурно-досуговые, торговые и бизнес-центры, – объясняет Ковалев. – Думаю, что из Серпуховского вокзала нужно сделать нечто подобное. Единственное, чего я опасаюсь, так это того, что новый собственник может изуродовать памятник культуры. Такие случаи бывали, даже охранные обязательства не спасают.

Услышав о том, что продавец снизил цену почти что вдвое по сравнению с изначальной, бизнесмен заявил, что, возможно, и сам купит вокзал.

– Здание в хорошем состоянии, а ремонт требует гораздо меньших затрат, чем реставрация. Конечно, вложиться придется, но это совсем другие деньги, чем в Гребнево, – говорит он.

Ковалев объяснил, что совершенно не боится сегодняшнего коронакризиса.

– Затраты отобьются, уверен. Все мои московские объекты не только отбились, но и приносят прибыль. Просто нужно знать, как и что делать, а я знаю, – говорит миллиардер.

Ковалев признался, что хотел бы превратить серпуховский вокзал в микс из торгового центра, выставочного пространства, детского центра и бизнес-коворкинга. И чтобы там обязательно был музей, связанный с историей вокзала.

– У РЖД есть много как положительных, так и отрицательных примеров сохранения памятников, – говорит член Общественной палаты Московской области, почетный председатель ВООПИиК Галина Маланичева. – Многие железнодорожные станции были утрачены. Продажа объектов культурного наследия не противоречит закону. Есть охранные обязательства, которых должны придерживаться новые собственники. То есть объект нельзя перестраивать, сносить, зашивать панелями. Были случаи, когда новые хозяева не выполняли охранные обязательства. Государство имеет право забрать объект из частной собственности. И такие прецеденты тоже были.

Здание вокзала в Серпухове является собственностью ОАО «РЖД» и выставлено на продажу из-за отсутствия производственной необходимости, рассказал начальник службы корпоративных коммуникаций МЖД – филиала ОАО «РЖД» Владимир Мягков.

– Было проведено два аукциона, покупателей не нашлось. В соответствии с внутренними нормативными документами ОАО «РЖД» будет объявлен аукцион с возможным снижением цены на 50%, минимальная цена продажи составит 68 583 022 рубля с учетом НДС. После продажи здания вокзала зал ожидания будет размещен в помещении поблизости, которое также принадлежит ОАО «РЖД». В настоящее время на территории Московской области продажа других зданий не планируется, – сообщил Мягков.