Урок по энергосбережению из Подмосковья стал лучшим в России, рассказываем, о чем он
Необычное занятие о рациональном отношении к энергоресурсам для четвероклассников гимназии им. Е.М. Примакова прошло еще в конце прошлого года – для конкурса нужно было записать урок на видео и отправить организаторам. В итоге ролик Александры Ивановой был признан лучшим среди учителей начальных классов, но в планы о торжественном награждении вмешался карантин. На прошлой неделе долгожданное событие все же состоялось – церемония прошла в Министерстве энергетики Московской области.
МЫ ЖЕ НЕ ЭЛЕКТРИКИ?
В гимназии им. Примакова в Одинцовском городском округе темой экологии четвероклассников не удивить – в школе большое внимание уделяют бережному отношению к природе и раздельному сбору мусора. Но, по воспоминаниям Александры Ивановой, когда она предложила в качестве темы урока энергосбережение, это на некоторое время вызвало у ребят небольшое замешательство.
– Занятие проходило в четвертом классе. Это уже достаточно взрослые дети – 10–11 лет. Так что подход был серьезным. Они начали предлагать свои варианты, что же такое это энергосбережение, а потом очень удивлялись: «Как же мы будем сберегать энергию, если мы не работники специальных станций или не создатели законов?» – улыбается педагог.
Разобраться в ситуации помогли самые обычные бытовые приборы: холодильник, плита, утюг.
– Ребята сразу поняли, что выключать свет, выходя из дома, – это уже энергосбережение, и тут же начали предлагать, что они еще могут сделать для сбережения ресурсов, – рассказывает Иванова.
ПРИМЕР ПЕРЕД ГЛАЗАМИ
– Урок проводила не я одна. У меня была, так сказать, соведущая, одна из учениц София, мы с ней провели большую подготовку. Но она и сама очень мотивирована этой темой и даже родителей своих приобщает к различным экологическим акциям. София на уроке вызвалась рассказывать о разных типах электростанций. Это был специальный ход. Ведь от сверстников подобную сложную информацию дети воспринимают намного легче, – пояснила Александра Юрьевна.
Была на уроке и интерактивная часть. Дети отправились в «экспедицию» по зданию гимназии, во время которой искали элементы, полезные для энергосбережения, например, большие окна, позволяющие меньше пользоваться освещением, и датчики движения, которые включают лампы только тогда, когда в комнате кто-то есть.
Чтобы новый материал лучше запомнился, учитель подготовила для ребят черно-белые памятки. Дети в конце занятия могли сами их раскрасить и забрать домой.
ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ РОЛИК
Как признает педагог, сценарий занятия разрабатывался специально для конкурса.
– У нас в гимназии есть отдельный сотрудник, который отслеживает все подобные состязания и передает информацию педагогам. Мне понравилось, что это не конкурс поделок или плакатов, а действительно серьезная тема, которую можно распространить и на другие школы региона и страны, – пояснила Иванова.
Главное условие конкурса – занятие нужно было полностью записать на видео. К съемке ролика решили подойти нестандартно – почти час даже очень интересного урока посмотреть довольно сложно. Поэтому после занятия педагог и ее помощница София дали небольшие интервью, которые стали краткими комментариями к основному видеоряду. С их помощью все самое интересное из урока получилось уместить в небольшой ролик на 15 минут.
МОЖНО ПОВТОРИТЬ
Теперь методические разработки уроков-победителей оргкомитет конкурса предложит педагогам из разных регионов страны, чтобы они могли использовать их в своей работе.
– Сейчас мои четвероклассники уже закончили начальную школу, я перешла работать в новое учебное заведение, где набираю первый класс. Когда эти ребята подрастут, я определенно проведу для них этот урок, – заверила Иванова.
Конкурс «Лучший урок «Экология и энергосбережение – #ВместеЯрче» – это только небольшая часть масштабного фестиваля. Главная задача мероприятия – популяризация конкретных дел, которые каждый может сделать для спасения природы нашей планеты. Фестиваль с размахом проходит в крупных городах и районных центрах России, а в рамках его социальной кампании в школах и детских садах проводят тематические уроки, недели энергосбережения, встречи со студентами и дни открытых дверей на предприятиях топливно-энергетического комплекса. #ВместеЯрче предлагает жителям страны сразу несколько полезных активностей – создать собственный экологический флешмоб, предложить фестивалю свой вариант гимна или принять участие в конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся.
Ролики учителей-победителей можно посмотреть