Ветеран из Балашихи собрал тетради воспоминаний о военных годах и попросил муниципалитет помочь с их публикацией
Фото: [Тарас Ефимов]
В архиве Евгения Головкина за пять лет набралось 17 блокнотов общим объемом до 300 страниц с фотографиями. Это заметки про детские годы, пришедшиеся на период Великой Отечественной войны. Мемуары про отца, служившего в охране Сталина, про религиозного деда-гусара и личные встречи с легендарными личностями – Михаилом Калининым и сыном Сталина Василием. Отдельная глава посвящена советскому хоккею, автор был знаком со многими прославленными спортсменами. Ветеран раскрыл нашему корреспонденту название книги – «Дети войны».
НЕ ПРОШЛА БЕЗ СЛЕДА
Евгений Головкин встретил Великую Отечественную войну в 12-летнем возрасте, светлым такое детство не назовешь. – Два года под бомбежками, – рассказал Евгений Алексеевич. – У меня была контузия, я этот эпизод подробно в книге описываю. Я же случайно остался жив тогда, в 1943 году, когда работал в цеху. Мастер дал детали, чтобы я отвез в «гальваничку». Я с напарником повез по коридору цеха, и началась сильная ночная бомбежка. На углу нам оставалось полметра до входа, как раздался оглушительный взрыв. Мы упали на бетонный пол. Когда дым рассеялся, то я встал и увидел вокруг уже мертвые тела.
Ветеран признается, что после того случая страх почти пропал. После войны он даже стал сапером и до 1953 года участвовал в разминировании на направлении от Клина до Волоколамска. Для Головкина контузия не прошла бесследно. Он плохо слышит, а передвигается теперь на инвалидной коляске.
– Работали на свой страх и риск, вслепую, не было никакого специального оборудования – только руки, саперная лопатка и кусачки, – говорит он. – Было страшно, но спасал театральный кружок при военной части.
В послевоенные годы болеть было некогда, на здоровье не жаловались. Евгений Головкин серьезно увлекся хоккеем, воспитывался в клубе ЦСКА. Как спортсмен участвовал в четырех военных парадах.
– В 1952 году я лично общался с Василием Сталиным, это было после Олимпиады, когда наши проиграли в футбол, ту команду разогнали, и Василий Иосифович собирал команду ВВС и приезжал к нам на базу в Сокольники к Тарасову (Анатолий Тарасов – прославленный тренер по футболу и хоккею. – Прим. ред.), а тот назвал в том числе и мою фамилию, я подошел, представили, – вспоминает ветеран. – Потом я его частенько встречал в ресторане «Астория», где он с тренером Всеволодом Бобровым отдыхал за своим столиком, своими глазами видел.
А в детстве Евгению Алексеевичу довелось видеть у себя дома главу ВЦИК, «всесоюзного старосту» Михаила Калинина.
– Когда в 1935 году меня отправили в деревню откармливаться молоком, то мой дедушка Гаврила был председателем колхоза, – вспоминает автор книги. – Я сидел на печке, и приехал председатель ВЦИК Калинин вручать деду орден. Дед говорит мне: «Сходи в погреб, принеси белых грибков банку и подари их Михаилу Ивановичу». А спустя год Калинин вновь вручал орден уже моему отцу, в Кремле, и говорит ему: «Передай Гавриле привет, грибочками вашими угостил соседей по даче – Сталина, Ворошилова и Буденного, и всем они так понравились, что просили передать благодарность».
ПОДДЕРЖКА И РЕШЕНИЯ
Отец Головкина и вовсе служил в охране Сталина. Но лично с вождем знаком не был. Он родился в 1903 году в Смоленской губернии и в 1923 году призвался в Красную армию. В первых же боях он храбро проявил себя и был приглашен Феликсом Дзержинским в ЧК.
– Сначала он немного побыл в охране Ленина, а потом их казарма располагалась, где сейчас ГУМ, прямо на Красной площади напротив мавзолея, был награжден орденами Ленина и Красного Знамени, – описал родителя ветеран.
Не менее яркой личностью оказался и другой родственник Головкина, о нем тоже будет глава в книге.
– Сестра отца Ольга Петровна во время Первой мировой войны вышла замуж за гусара дядю Ваню, награжденного четырьмя георгиевскими крестами, которые ему вручал царь Николай Второй, – поделился ветеран. – Вручал прямо в деревне, и дом тот до сих пор стоит. Я с ним много общался до и после войны, его сына и дочь тогда угнали в Германию, а его не взяли как георгиевского кавалера.
В послевоенные годы Головкин долгое время трудился на оборонных предприятиях. С 1982 года, уехав из Москвы, Евгений Алексеевич живет в Балашихе. В хозяйстве ему помогает жена, которая на 15 лет младше.
Свои записки Головкин делал более пяти лет, и теперь они готовы к изданию. Просьбу оказать содействие в публикации ветеран высказал в ходе личного приема по видеосвязи главе городского округа.
По поручению главы Балашихи Сергея Юрова рукопись Евгения Головкина сначала частично опубликуют в литературно-публицистическом журнале «Балашиха: голоса сердец».
– Очень объемный текст, – отметил Юров. – Мы с книгой поможем. Отдельные части выпустим в журнале и будем думать, как издавать книгу, как переводить рукопись в печатный вид, а далее с Евгением Алексеевичем будем согласовывать выпуск книги.
Муниципалитет поможет и с решением других проблем. Главная проблема – это тазобедренные протезы, которые постепенно выходят из строя. А без них передвигаться совсем никак.