«Походка Буратино» и беспокойство: инспектор безопасности и таможенник рассказали, как узнают нарушителей в аэропортах

Эксклюзив
Безопасность
freepik.com

Фото: [freepik.com]

В аэропортах в систему предполетного досмотра пассажиров включены специалисты разных служб и организаций. Компетенция большинства из них предполагает использование навыков распознавания потенциальных нарушителей общественной безопасности в плотном пассажиропотоке.

Профайлинг в действии

Как этот процесс происходит, нашему журналисту рассказали представители соответствующих служб в аэропорту Домодедово.

Работник службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта Домодедово Дмитрий Б. рассказал, что реалии последних лет заставили администрацию внедрить методику, повышающую уровень безопасности пассажиров. С этой целью в работу САБ был введен так называемый профайлинг,  использующий психологические методы оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа его поведения.

«Да, технические средства эффективно находят опасные предметы и вещества. Но они не позволят выявить противоправные намерения. Для того и нужен специалист по профайлингу, способный хорошо считывать психофизиологические реакции пассажиров», — говорит Дмитрий корреспонденту интернет-издания «Подмосковье сегодня».

В числе его функций – выявление среди пассажиров по невербальным признакам лиц, способных совершить правонарушение, либо хулиганские действия. В плотном пассажиропотоке Дмитрию необходимо вычленить потенциально опасных людей, «прокалибровать» их, как он выражается.

«Признаков потенциально опасных людей – множество. Например, нелогичная во время жары объемная верхняя одежда, скрывающая контур фигуры. Начинаешь оценивать ее детали, различные перекосы и выпуклости. Кроме того, потенциального террориста может выдать его собственное поведение, всегда выражающее те или иные эмоции. Неестественная бледность, одеревенение – так называемая походка «Буратино», – детализирует инспектор.

Поскольку профайлинг ведется в основном в досмотровых зонах аэропорта, то часто сопровождается серией простых вопросов пассажиру о цели поездки, содержимом багажа, о предметах, возможно переданных другими людьми.

«Смотришь  на проявления психики. Фиксируешь точку «зависания» при ответе на вопрос, внезапное изменение в поведения проверяемого лица», – называет Дмитрий объекты особого внимания.

Если у большинства пассажиров понятие «предполетная безопасность» ассоциируется лишь с моментом, когда они залпом допивают двухлитровую газировку и перераспределяют вещи из перегруженного багажа в ручную кладь, то у таких, как Дмитрий, это – напряженная работа.

С кем меньше проблем

Процедура таможенной проверки проводится уже после предварительного контроля пассажиров сотрудниками безопасности аэропорта. В арсенале умений опытного таможенника искусство «чтения людей» занимает столь же важное место.

«Сюда на работу приходит много идеалистов, впечатленных образом Верещагина из «Белого солнца пустыни». Но если ты не выработал бдительность и хорошую интуицию, то в полной мере профессией не овладеешь», – утверждает инспектор таможенного поста Владимир К. в разговоре с корреспондентом интернет-издания «Подмосковье сегодня».

На вопрос, требует ли различные направления пассажирского трафика столь же различного внимания, Владимир отвечает утвердительно.

«Есть рейсы с повышенной степенью риска. Например, такие направления, как Средняя Азия требуют большего внимания ко внешним проявлениям реакций человека под запрещенными веществами. В Китай и из него везут много незадекларированной налички, за африканскими туристами – глаз да глаз в плане запрещенной «экзотики», а из Турции везут охотничье оружие», – детализирует таможенник.

По его словам, обычно меньше проблем с гражданами стран, которые состоят в Таможенном Союзе. Пассажиры из Армении, Киргизии, Казахстана проходят по отдельному коридору без обязательного досмотра багажа.

Помимо видимых пассажирам представителей таможенной службы, за ними дополнительно наблюдает коллега-оператор из комнаты видеонаблюдения. В ней – множество мониторов, которые позволяют следить за всеми зонами: «зеленым» и «красным» коридорами, зоной прилета и вылета, подсобными помещениями.

Волнение привлекает внимание

Несмотря на внешне нейтральное выражение лица, таможенник всегда собран и мобилизован. Что же выдает нарушителя?

Оказывается, по словам Владимира, показательным может являться повышенное внимание к своему багажу. Человек постоянно что-то ищет, перебирает вещи, пытаясь справиться с волнением. Действия таких «обеспокоенных багажом» – маркер для таможенника.

Ну, а прямой отказ выполнить требование пройти на пункт дополнительного досмотра – это уже самый яркий сигнал неблагополучия. Владимир говорит, что такая радикальная  мера, как личный досмотр, задействуется лишь в крайних случаях.  В отношении человека, вызвавшего подозрение, инициирует ее инспектор, но разрешение дает только начальник таможенного поста.  

«Для этого есть специальная комната. Досмотр проводится в присутствии двух понятных. Его производит сотрудник одного с пассажиром пола. Такой досмотр часто происходит по предварительной наводке. Как правило, провозят запрещенные вещества», – говорит Владимир.

В завершении беседы наш корреспондент пожаловался таможеннику на затянувшуюся процедуру досмотра в его собственной последней поездке.

«Иногда нарочито медленный досмотр – лишь повод разглядеть, кто из пассажиров начнет нервничать и волноваться больше остальных», – улыбается собеседник.

А здесь мы рассказали, как изобличает лгуна следователь.