Дело врачей: как работает медицинский штаб сильнейшей гандбольной команды страны

Спорт и отдых
Иван Водопьянов

Фото: [Иван Водопьянов]

Об этих людях рядовой болельщик обычно мало что знает, хотя их работа связана с постоянным стрессом. В большинстве матчей они, как правило, остаются в тени происходящего на паркете, но без них невозможно представить себе ни одного крупного успеха самого титулованного клуба России. Корреспондент «Подмосковье сегодня» рассказывает о двух бойцах невидимого фронта, которые уже больше 16 лет возвращают в строй гандболистов «Чеховских медведей».

КРУГЛОСУТОЧНЫЙ СТАЦИОНАР

– Йод, нашатырь, перекись, холода баллон, тампоны, перевязка, – рассказывает мне о содержимом своего ящичка Вячеслав Борисов. – Тейпируем игроков постоянно. Еще кровоостанавливающие обязательно нужны: бывает рассечение бровей, часто по носу бьют. Холод на тренировке обязателен. За первые десять минут тренировки «Чеховских медведей» один только капитан команды Кирилл Котов обращается к врачам за заморозкой дважды.

– Я нашу работу называю круглосуточным стационаром, – делится массажист клуба Михаил Прилуцкий.

Медицинский штаб действующего чемпиона России – это всего два человека. Побеседовать с ними перед важной игрой с московским «Спартаком» мне удается прямо в условиях боевых действий. Втроем сидим на кромке площадки, пока главный тренер «медведей» Владимир Максимов раздает указания гандболистам.

Врач команды Вячеслав Борисов и массажист Михаил Прилуцкий работают в подмосковном клубе с самого его основания, уже 16 лет.

– У нас устойчивая пара, – смеются эскулапы. Оба еще и сборной России послужили верой и правдой, но в прошлом году решили, что совмещать с работой в клубе тяжеловато.

– До гандбола я почти 22 года работал со сборной России по спортивной гимнастике, – рассказывает Борисов. – В сборную России по гандболу меня пригласил Владимир Максимов. Но поскольку там мало сборов – 4–5 за год, тренер решил, что незачем мне без дела ходить. Так я и оказался в Чехове.

Через месяц Вячеславу Михайловичу стукнет 69, 50 из которых он в медицине. Едва ли кто-то из соперников может похвастаться таким кадром. Михаил Прилуцкий не менее тертый калач в спортивной медицине – до гандбола работал с баскетболистами. Все, что касается восстановления организма после сверхнагрузок, – это по его профилю.

ТЕЙП, МЕЛЬДОНИЙ, АСКОРБИНКА

Медицинский штаб «Чеховских медведей» присутствует на всех тренировках команды. Ушибы, рассечения, повреждения бровей, переломы носов, сотрясения – для гандбольных врачей такая же обыденность, как чистка зубов по утрам. Самыми распространенными травмами клубный врач называет ушибы реберных и поясничной областей, а также травмы голеностопа. У вратарей к перечисленному добавляются сотрясения мозга.

– Надо пояснить, что на самые тяжелые повреждения мы вызываем «скорую», – объясняет Вячеслав Борисов. – Даже перелом носа как ты будешь лечить без рентген-контроля? Если бы это все здесь было, то в «Олимпийском» можно было клинику открывать. Наша работа в основном профилактическая – массажист тейпирует и растирает. Я помогаю пальцы тейпировать.

Тейпы в современном спорте вообще тема для отдельной статьи. Если кто не знает, то это клейкая лента из ткани, которая по виду напоминает пластырь. Более эффективного средства для фиксации или поддержки сустава сейчас нет, но и накладывать их нужно с умом.

– Тейп – незаменимая вещь. Он хорошо повторяет анатомию самых проблемных зон – голеностопного и коленного суставов, – выносит вердикт Михаил Прилуцкий.

К клубным врачам игроки обращаются не только в случае травм, но и по другим вопросам – даже с изжогой. Если голова болит, измерят давление и температуру. Могут дать противопоказание от тренировки. Раньше медики чеховцев использовали для восстановления спортсменов мельдоний и до сих пор недоумевают, как препарат попал под запрет. Вячеслав Борисов уверен, что мельдоний скоро реабилитируют. А пока «медведи» пьют много БАДов. Хорошо идут у спортсменов напиток «Энергия», витамины и королева аптечки – аскорбинка. Услышав о ней, начинаю думать, что «аскорбинкой» медики называют какой-то секретный препарат. Оказывается, что нет.

ПОДМЯЛ ВСЕХ

Массажист Михаил Прилуцкий делится, что основная работа у него начинается на сборах. Во время тяжелых нагрузок без массажа никуда.

– На сборах массируем между тренировок и вечером после тренировок, а потом в баню. Когда идет сезон, работы поменьше, там уже есть паузы – достаточно времени для восстановления, – объясняет Прилуцкий. Сами игроки рассказывают, что даже после тренировок медики всегда на связи. Консультацию можно получить в любое время суток.

По словам Прилуцкого, массаж вкупе с баней и физиотерапией – это система помощи в восстановлении и реабилитации. В основном прибегают к ней игроки постарше. Молодые умудряются восстанавливаться самостоятельно и помощи не просят.

ЖУТКИЙ АХИЛЛ

Спрашиваю, все ли здоровы перед игрой со «Спартаком». Борисов в ответ напрягается: до матча еще четыре тренировки, и на каждой что-то случается. Буквально спустя пару мгновений движение на паркете останавливается – мяч прилетел линейному Виктору Фурцеву в голову.

– Ну вот, накаркал! – недовольно бросает Борисов и бежит оказывать помощь.

– Вроде без рассечения, – комментирует его коллега. – Кстати, про вратарей. Мяч весит 500 г и летит со скоростью 110–120 км/ч. Сотрясения бывают очень часто.

По словам массажиста, гандбол по травматичности примерно наравне с футболом, повреждения в этих видах спорта похожи: голеностопы, колени, спины. Уступает гандбол разве что регби и хоккею. Интересуюсь, какую самую жуткую травму в своей карьере видели собеседники. Оба поднимают глаза наверх в поисках ответа, но спустя несколько секунд отвечают, что не припомнят ужасов. После тренировки обращаюсь с тем же вопросом к главному тренеру.

– Жутких травм, слава богу, не было, – отвечает Владимир Максимов. – Самая большая – это разрыв ахилла у Максима Куреткова (правый полусредний чеховцев. – Прим. ред.). Здесь на тренировке на ровном месте. Он делает тормозящее движение, меняет направление. Звук такой, как будто палка ломается. Щелк – и стало понятно, что надо шить. Куретков тогда пропустил полгода. Три месяца это все залечивается, а потом сухожилие надо растягивать – нужны и массаж, и процедуры, и магниты.

ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ

Трансляцию матча против «Спартака» я смотрел в интернете. Первая и вторая команды чемпионата бились, будто в последний раз в жизни, и во второй раз в сезоне довольствовались ничьей – 31:31. В этот раз игра отошла для меня на второй план: я за матч насчитал четыре тейпа на разных игроках «медведей». Часто слышу, что болельщиков гандболисты называют восьмым игроком на паркете. «Чеховским медведям» в любой момент готовы протянуть руку помощи еще девятый и десятый: Борисов и Прилуцкий много лет несут бремя бойцов невидимого фронта. Неудивительно, что в российском чемпионате «Чеховским медведям» шестнадцать сезонов подряд нет равных.