Топ-модель по-русски: как работает самый известный в стране завод сборных моделей

Спорт и отдых
Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня]

Если ваше детство пришлось на 90-е годы, вы наверняка склеивали пластмассовые изделия из коробки с желтым логотипом лобненского завода «Звезда». Уже 27 лет крупнейший в России производитель сборных моделей радует не только детей, но и взрослых, выпуская пару-тройку новинок в месяц. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на производстве «Звезды» и выяснил, почему компания процветает, а ее продукцию оптом закупают даже китайцы и американцы.

НАЧИНАЯ С АНТИЧНОСТИ

– Не знаю почему, но наибольшим спросом сейчас пользуются модели гражданских самолетов, – рассказывает продавец находящегося на проходной завода магазина «Звезда-Хобби». – Народ к нам заходит самый разный. Детей примерно столько же, сколько и взрослых. Много военных в возрасте, которые сами прежде управляли военной техникой и хотят иметь маленькую копию «своей» боевой машины дома.

Появление завода «Звезда» – это удивительная для нашей страны история. Компания, которую в 1990 году основали энтузиасты во главе с Константином Кривенко, не просто превратила хобби ее создателей в прибыльный бизнес, но и стала целой эпохой в отечественном моделизме. Спустя три года после основания «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и обосновалась на Лобненской фабрике пластмассовой игрушки. Константин Кривенко полностью модернизировал оборудование предприятия, а за 27 лет у завода даже появился дополнительный производственный корпус. Сейчас «Звезда» является одним из крупнейших отечественных экспортеров игрушек: продукцию подмосковного завода можно найти в большинстве регионов России и 80 странах мира.

Мы входим в здание фабрики по длинному коридору. На стенах по обеим его сторонам висят фотографии, как это место выглядело в 60-70-х годах до прихода «Звезды». Сразу заметно, что традиции и историю здесь чтят. Есть и фото Константина Кривенко, которого не стало в 2014 году, но чувствуется, что и без «отца-основателя» завод не загнется. Сегодня в «Звезде» трудится более 270 человек, немало из них – с момента основания компании.

– Под нашей торговой маркой производится более 500 наименований продукции, каждый месяц две-три новые позиции проектируем и выпускаем, – рассказывает заместитель генерального директора «Звезды» Артем Радин. – Изготавливаем сборные масштабные модели военной и гражданской техники, авиации, флота и пехоты, охватывая многие исторические эпохи – от античности до наших дней. Сейчас, например, готовим МиГ-29СМТ.


БЕЗ ВРЕМЕНИ

Процесс создания сборной модели крайне трудоемок. Начинается он со сбора информации о протопите, который планируется воссоздать в уменьшенном масштабе. Сотрудники компании ищут подходящие публикации в научно-популярных журналах и узкоспециализированных изданиях для моделистов. Нередко приходится обращаться в отечественные и зарубежные архивы и музеи. Нередко «Звезда» напрямую сотрудничает с производителями настоящей боевой и гражданской техники.

– Работаем исключительно с открытыми источниками, – говорит инженер-конструктор «Звезды» Александр Адамцов. – Нам ведь нужно только то, что поможет воссоздать внешний облик, начинка нас не интересует. Грубо говоря, будет проходить «МАКС» – мы приедем и по договоренности снимем нужные мерки. Некоторые производители техники нам сами предоставляют информацию. Например, «Боинг» нам как-то дал сведения о лайнере, который у них еще даже не взлетел. Наша модель в итоге вышла раньше, чем он выполнил рейс. Мы минимально потратили сил на разработку – корректная информация с самого начала позволила сэкономить. Многие производители самолетов идут нам навстречу – Туполев, Сухой, Ильюшин, зарубежные «Airbus» и «Boeing».

Это может показаться удивительным, но некоего временного стандарта, отводимого на производство каждой модели, не существует. Все зависит от того, какими чертежами и фотографиями располагают создатели. У конкретной машины свои сложности в проектировании: если много навесов и мелких выступов, зарисовать ее сложно в любом масштабе.

При этом наступление технологий на объемах производства пока не сказывается. Например, массовая продажа 3D-принтеров никак не отразилась на популярности «Звезды».

– В нашем случае важен именно процесс сборки, – объясняет Адамцов. – По сути, мы предлагаем покупателю 3D-пазл с инструкцией. Кроме того, уровень деталировки у нас выше, мы воссоздаем модели, близкие к оригиналу. Да и при всем желании на принтере напечатать что-то подобное будет гораздо дороже.


ГРАНУЛЫ И СУШКА

Нужную модель инженер-конструктор создает в 3D-программе и в ней же разбивает изделие на детали. Далее начинается изготовление металлической формы, в которой будет выплавляться пластмасса. Этот этап может занять полгода, а то и больше. Сами формы представляют собой массивные металлические ящики со специальными гидравлическими замками, помогающими форме не разомкнуться, когда в нее будет под давлением подаваться расплавленная пластмасса. Также по каналам охлаждения в форму подается вода. Все автоматизировано, и за работой цеха можно наблюдать бесконечно.

Отдельного слова заслуживает пластмасса. Для моделек на заводе используется полистерол, а для настольных игр – полипропилен. И то, и другое «Звезда» закупает в гранулах. На заводе под огромные мешки с гранулами выделено даже отдельное помещение – цех для сушки.

Перед подачей в конвейер пластмасса обязательно должна дойти до определенной температуры и влажности. В центре цеха для сушки располагается резервуар-воронка, куда и засыпается пластмасса. Отсюда гранулы летят по трубам к машинам в соседний цех выплавки. Сама по себе пластмасса прозрачная, но в ходе производства к ней добавляют серый краситель.

– Серые модельки мы льем специально, – раскрывает секрет фирмы Артем Радин. – У всей настоящей техники есть стыки на сшивке металла. Серый цвет делает наши модельки более похожими на оригинал. На белом пластике эти линии не так видны глазу, а в сером цвете из-за игры теней легче оценить, насколько качественно сделана модель.


ДОЛОЙ МАСКИ

Назвать среднее количество моделек, которое отливают на заводе за день, кажется, не может никто. Для большого корпуса четырехмачтового барка «Крузенштерн» необходим один цикл, для мелких моделек – совсем другой. Разное время уходит и на остывание пластмассы. Если сказать, что 1000 отливок происходит за день, то эта цифра где-то и совпадет, но далеко не всегда.

– Можно и 10 000 поставить теоретически, но на выходе будем иметь непонятно что – изделие не успеет остыть, а брак нам не нужен, – говорит заместитель генерального директора «Звезды».

Пожалуй, именно благодаря такому подходу «Звезда» и набрала популярность во всем мире. Модели у лобненской компании заказывают оптом и в розницу европейцы, китайцы и американцы.

– Мы одни из самых популярных производителей моделек в мире, – заявляет Артем Радин. – В пятерке точно. В России у нас есть конкуренты, но они не настолько популярны. Да и не буду я их называть, чтобы не популяризировать.

Клей и краску на заводе также разливают на отдельном конвейере в пластмассовые бутылочки собственного производства. Производство, несмотря на это, остается нетоксичным. Сотрудники «Звезды» не перемещаются по цехам в респираторах, а в воздухе не витают резкие отравляющие запахи. Окружающую среду лобненский завод тоже никак не отравляет: все излишки пластмассы сразу же отправляются в специальный резервуар и снова измельчаются в гранулы – такое вот безотходное производство.

Так цикл за циклом кипит жизнь на заводе «Звезда». Кажется, впору начинать водить сюда экскурсии: получится даже интереснее, чем в некоторых музеях. Тем более любителей сборных моделей в нашей стране благодаря «Звезде» выросло уже не одно поколение.

Поделиться