Церковь на Никольском кладбище в Сергиевом Посаде

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

В 1830-е годы в Сергиевом Посаде почти одновременно строились две кладбищенские церкви: Всехсвятская и Свято-Духовская. Оба храма возводились в стиле ампир, который распространился в России после победы в войне с Наполеоном. Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов изначально была часовней на Никольском кладбище. Ее возвели на пожертвования прихожан соседней Успенской церкви в 1832 году, когда отмечалась двадцатилетняя годовщина Отечественной войны. В 1840 году на средства купца И.И. Шапошникова была возведена двухъярусная колокольня, которая к концу XXвека оставалась единственной уцелевшей постройкой разрушенного в советские годы храма.

На соборной площади Троице-Сергиевой лавры установлен старинный четырехгранный обелиск, посвященный важным событиям прошлого, когда монастырь преподобного Сергия содействовал спасению Отечества. На каждой стороне столпа вделаны четыре мраморные доски с кратким описанием исторических заслуг лавры. На южной стороне обелиска можно прочесть о благословении преподобным Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем в 1380 году. На восточной стороне упоминается долговременная осада Троицкой обители поляками в 1608-1610 годы, когда стойкость защитников святыни стала примером героизма в Смутное время. На северной стороне памятника говорится о долгожданном мире с Речью Посполитой, заключенном в 1618 году в селе Деулино. Наконец, на западной стороне обелиска в заслугу лаврским стенам ставится спасение будущего императора Петра I во время стрелецких бунтов.

Этот обелиск был установлен в 1792 году по инициативе митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина), который одновременно являлся священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры и основателем Спасо-Вифанской обители. Устанавливая обелиск, иерарх не знал еще о новом грядущем бедствии для Отечества – нашествии Наполеона и разорения Москвы в 1812 году. Московский митрополит Платон скончался в ноябре 1812 года вскоре после освобождения Москвы – это совпадение казалось многим промыслительным. «Церковь и Отечество, сообщая друг другу внезапные горести, сокрушаются сердцем, озирая развалины прекрасной столицы, и видя во гробе беспримерного ее иерарха; там святыню поруганную, здесь блюстителя святыни бездыханного», – говорил ректор семинарии в Троицком соборе лавры у гроба митрополита Платона.

Считается, что кладбищенская Свято-Духовская церковь строилась как памятник погибшим в войне с французами русским солдатам и в благодарность Богу за избавления святыни от поругания. Несмотря на то, что Сергиев Посад находился далеко от движения наполеоновских войск и главных сражений 1812 года, по преданию, Бонапарт, находясь в Москве, вынашивал идею захватить и разграбить Троице-Сергиеву лавру. Чудесное заступничество преподобного Сергия Радонежского помешало планам захватчика.

Мысль о чудесном спасении Троице-Сергиевой лавры от Наполеона озвучил сам митрополит Платон (Левшин) в послании к Святейшему Синоду в 1812 году: «Острое лезвие кровавого меча извивалось над несчастными сынами первопрестольной матери… новорожденный Иулиан [Наполеон – новый Юлиан Отступник] бешенствовал против Неба, и потрясал в Москве самое сердце земли: между тем, Лавра и Вифания, по судьбам Провидения, не испытали на себе пагубоносных перунов…И – странное чудо! От Москвы, где огнь истощил силу, к Лавре и Вифании не более расстояния, как с одной стороны – к ним от Дмитрова, а с другой до Богородска… Дивен Бог во Святых Своих – дивен в Преподобном Сергие!» Действительно, отряды французов совершили вылазки из Москвы в подмосковные города и села (Малые Мытищи, Марфино, Богородск). Соседний с Сергиевым Посадом Дмитров был занят пятитысячным отрядом французов, но у стен беззащитной Троицкой лавры неприятель так и не появился.

Среди преданий, изданных в сборнике «Рассказы очевидцев о двенадцатом годе», есть две легенды о том, как Наполеон намеревался захватить Троице-Сергиев монастырь. Находясь в захваченной столице, император французов будто бы взошел на колокольню Ивана Великого в Кремле и увидел с ее высоты Троицкую дорогу и саму Троицкую лавру.

«Пойду туда – много там накоплено богатства…Дорога открыта: русский царь собрал в другое место свое войско, а здесь не стоит ни одного воина», – думал Наполеон.

В этот момент из монастырских ворот Лавры вышел седой старец с золотым крестом в руке, а всю дорогу и окрестности покрыло несметное войско. Пораженный видением Наполеон «чуть не слетел с Ивановской колокольни» и отказался от своих святотатственных намерений. По другой версии Бонапарт трижды посылал боевой отряд к Троице-Сергиеву монастырю, но каждый раз на пути вражеских войск вставал дремучий лес, вынуждая их возвращаться на позиции.

В 1812 году митрополит Платон благословил Александра Iнеобычной лаврской святыней – образом преподобного Сергия Радонежского. Эта икона, которая по указу царя перешла в Московское ополчение, была написана еще при царе Федоре Иоанновиче на доске от гроба, где покоились святые мощи Радонежского чудотворца. В 1654 году Алексей Михайлович приказал взять этот образ в войска во время Польских походов. Икона была с армией при взятии города Вильны. Во время войны со Швецией Петр Iповелел графу Б.П. Шереметеву вновь взять из лавры этот образ чудотворца и объезжать с ним войска. На обратной стороне иконы были подробно описаны все сражения, свидетелем которых была эта лаврская реликвия. После изгнания французов из Москвы икону преподобного Сергия вернул в монастырь генерал-лейтенант П.П. Талызин, который служил в Московском ополчении.

Строительство Свято-Духовской церкви на окраине Сергиева Посада велось в два этапа. В 1829 году священник близлежащей Успенской церкви Петр Флеров инициировал строительство на Никольском кладбище каменной часовни. В 1832 году староста Успенской церкви Иван Антонович Шапошников пожертвовал средства на преобразование часовни в полноценный храм. В 1835 году новая кладбищенская церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов была освящена архимандритом Троице-Сергиевой лавры. В 1840 году сын упоминавшегося благотворителя Иван Иванович Шапошников пожертвовал деньги на пристройку каменной колокольни.

В советские годы Свято-Духовский храм был закрыт и разорен, а Никольское кладбище было закрыто. В 1966 году в заброшенном храме случился пожар, который повредил деревянные конструкции. На протяжении нескольких лет разрушающаяся ротонда храма и трапезная часть были полностью разобраны на кирпичи. От храма-памятника Отечественной войне оставалась только руинированная колокольня. В 2005 году начался процесс возрождения храма и восстановления памяти о бывшем здесь городском кладбище, на котором и сегодня можно увидеть старинные могилы и надгробия.