Покровская церковь в Жестылево
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Пятиглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы в Жестылево Дмитровского городского округа стоит в живописном месте на высоком берегу реки Якоть. Храм был построен в 1899-1904 годах, но его композиция и архитектурные формы точно имитируют церковные постройки гораздо более ранней эпохи. Автором удачной стилизации под XVIIвек был известный архитектор и общественный деятель конца XIX – начала XXстолетия Сергей Константинович Родионов. Жизнь и творчество зодчего были тесно связаны с Дмитровским краем, где он приобрел для своей семьи имение Ботово.
В начале XVIвека село Жестылево числилось вотчиной Федора Семеновича Башенина. Его отец Семен Дмитриевич Башенин был дьяком великого московского князя. Сын Федора Семеновича Иван Федорович Башенин в 1569 году заложил Жестылево Крутицкому епископу Герману. Затем село перешло к царским стремянным конюхам Плишкиным, а от них – царскому крестовому дьяку Андрею Верещевскому. Сын Верещевского в 1578 году продал Жестылево Троице-Сергиеву монастырю.
В этот период в селе стояла деревянная церковь Покрова Божией Матери с чтимыми образами Рождества Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Имеется следующее описание храма конца XVIстолетия:
«Пречистой Богородицы храм в селе Жестылеве, на реке Якоти, Повельского стана древян, клетцки; а в церкви образов: деисус поясной… да на правой стороне образ местный Рождества Пречистыя Богородицы с деяньем… да образ местный Покров Пречистые Богородицы Одигитрии… да на левой стороне образ местный Николы Чудотворца с деяньем».
Писцовые книги называют церковь в Жестылево и священнический двор с несколькими кельями бедняков «монастырем»: «Да на монастыре во дворе поп, во дворе проскурница, да три кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией». В эпоху Литовского разорения деревянная церковь была опустошена и даже после завершения Смуты стояла без церковных служб. Храм так и не был восстановлен вплоть до конца XIXвека. На протяжении почти двух столетий жители деревни были приписаны к приходу церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Подчерково, которое находится в восьми километрах от Жестылево.
В 1890-е годы крестьяне Жестылево смогли добиться у церковных властей разрешения восстановить собственный приход. Сначала богослужения стали совершать в расширенной и переделанной в храм старой часовне. В 1899 году тесный деревянный храм было решено заменить новым каменным. Всего за пять лет на средства местных крестьян была воздвигнута новая кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, сохранившаяся до сего дня. Во время торжественного обеда по случаю освящения церкви в октябре 1904 года архитектор Сергей Константинович Родионов, обращаясь к настоятелю и прихожанам, произнес такие слова:
«Без средств, без особого знакомства вы создали этот храм. Ваша энергия неоценима, заслуга Ваша невознаградима».
Архитектор Сергей Константинович Родионов много работал на Дмитровской земле. Кроме церкви в Жестылево, он проектировал колокольню Сретенской церкви в Дмитрове, Троицкий храм в Яхроме при бывшей Покровской мануфактуре, трапезную Спасской церкви в селе Ведерницы, церковь в селе Сысоево и т.д. Однако судьбоносным для Родионова стало предложение княгини Оболенской отреставрировать церковь Тихвинской Божией Матери в ее имении Глухово Дмитровского уезда. Работая над проектом восстановления колокольни этого храма, Сергей Константинович однажды решил прогуляться по окрестностям Глухово. Поднявшись в гору вблизи деревни Клутово, зодчий был восхищен открывшимся видом: старое имение, живописные деревня и река. Перед его глазами было имение Сабуровых Ботово.
С. К. Родионов настолько вдохновился подмосковным пейзажем, что немедленно арендовал у владельца усадьбу Ботово и перевез в нее свою мать Екатерину Петровну. Прожив в Ботово два года, Сергей Константинович, наконец, выкупил у Сабурова имение за 18 тысяч рублей. Здесь на Дмитровской земле впоследствии жила семья архитектора, выросли его дети.
За прекрасно выполненную реставрацию Тихвинской церкви в Глухово архитектор Родионов получил от княгини Оболенской ценный подарок – образ Тихвинской иконы Божией Матери в жемчужной ризе с рубиновой звездой. Этим образом княжна Оболенская, будучи посаженной матерью на свадьбе архитектора, благословила Сергея Константиновича на брак с Софьей Николаевной урожденной княжной Шаховской. Впоследствии этот образ стал семейной реликвией Родионовых.
Имение Ботово была записано на супругу архитектора Софью Николаевну Шаховскую. Она происходила из старинного аристократического рода, а среди ее близких родственников были люди, прославившиеся христианскими добродетелями. Княгиня Наталья Борисовна Шаховская – тетка Софьи Николаевны – создала в Москве в Лефортово общину сестер милосердия «Утоли моя печали» с больницей и сиротским приютом. В 1871 году княгиня Шаховская вместе с несколькими единомышленницами была посвящена в «крестовые сестры любви и милосердия». Племянник Софьи Николаевны Дмитрий Алексеевич Шаховской стал известным публицистом и церковным проповедником в эмиграции. Он принял монашеский постриг с именем Иоанн, а с 1950 года стал православным епископом в американском городе Сан-Франциско.
Сергей Константинович Родионов был не только архитектором, но и публицистом, общественным деятелем и филантропом. В 1916 году он представил членам Московского архитектурного общества свое сочинение «Село Измайлово, родовая вотчина бояр Романовых». Будучи председателем Русско-Славянского Союза, он призвал собравшихся писателей, художников, музыкантов и артистов сообща создать приют для инвалидов, пострадавших на фронте Первой мировой войны. Вот что он говорил:
«Гибнут, защищая Родину, дорогие нам люди, сердце сжимается от боли при мысли, что останется столько несчастных инвалидов, о которых мы все должны заботиться... Союз задался целью соорудить дом-приют, в котором предполагается содержание инвалидов…Союз обращается к вам, представителям искусства, как носителям живых и глубоких идей народного чувства и мысли. Союз глубоко верит, что найдет в вас отклик на святое дело».
После революции Покровский храм в Жестылево продолжал какое-то время действовать. Настоятелем церкви в это время был священник Алексей Кудрявцев. В 1930-е годы власти стали действовать более решительно: было условлено изъять и сжечь иконы храма. К счастью, часть святынь удалось спасти: церковная утварь была перевезена в храм села Орудьево. В 1941 году храм в Жестылево все же был закрыт. Местные жители двенадцать раз пытались обжаловать это решение властей, но в регистрации общины им было отказано. Помещение храма стали использовать под склад зерна, а позднее – органических удобрений. В 1960-е годы два пожара уничтожили кровлю, а затем обрушилась трапезная часть. К 1995 году руинированная Покровская церковь в Жестылево представляла печальное зрелище. Усилиями прихожан и настоятеля подмосковная святыня возродился в былом виде.