Руководитель ансамбля «Русский тембр» рассказал об уникальных баянах

Культура и спорт
Из личного архива ансамбля "Русский тембр"

Фото: [Из личного архива ансамбля "Русский тембр"]

Ансамбль Московской областной филармонии «Русский тембр» уже более 35 лет играет на уникальных баянах, звучание которых невозможно отличить, например, от кларнета. Не­обычную музыку коллектива слышали участники Олимпиады в Сочи и военные в Сирии. Руководитель ансамбля Вячеслав Кузьминский рассказал «Подмосковье сегодня» о необычных инструментах, достижениях коллектива и своей реакции на современные шутки.

– Прежде всего хотелось бы узнать ваше мнение вот о чем: в интернете что-то устаревшее называют «баяном». Вам это приятно или обижает?

– Я спокойно к этому отношусь. Своей жизнью и работой мы часто показываем людям, что баян – инструмент не устаревший. Иногда к нам после концерта подходят люди и говорят: «О, а я-то думал, что на баяне только на свадьбе играют». Получается, что человек открыл для себя что-то новое. А молодежь пускай шутит, нам не обидно!

– И тем не менее многие считают, что баян – инструмент для стариков…

– Не согласен. Мы играем разную музыку: и современную, и джаз. Не могу сказать, что работаем только для дедушек и бабушек. Хотя для них, конечно, тоже.

– Расскажите об истории вашего коллектива.

– Наш коллектив начался с необычных баянов. В 1982 году известный баянист и педагог Валерий Соморов собрал ребят – выпускников из разных музыкальных школ и создал профессиональный коллектив. Главной фишкой стали удивительные баяны. Сейчас нас пятеро в ансамбле. Вообще редко такое большое количество баянистов играет вместе, но у нас уникальный случай. У всех участников ансамбля разные баяны. Они удивительны по своему звучанию. Каждый напоминает определенный духовой инструмент симфонического оркестра.

– Откуда у вас такие баяны?

– В 1950 году в Подмосковье работала фабрика по созданию музыкальных инструментов. Там был специальный цех, где мастера экспериментировали с баянами. Николай Косоруков создал баяны, на которых можно играть в ансамбле. Но, как это обычно и бывает, все его разработки оставили экспонатами в музее. И тогда мы, студенты, решили их озвучить. Забрали оттуда баян-валторну, баян-гобой, баян-кларнет и баян-тубу.

– Неужели даже профессионал не может отличить звучание этих баянов от других музыкальных инструментов?

– Забавно, но не может. Как я говорил, у нас есть баян-кларнет. Когда мы первый раз встретились с профессиональным кларнетистом из нашей филармонии и он услышал его звучание, то даже удивленно обернулся со словами: «Как, еще один кларнет?! Какое чудо!»

– Новых участников в ансамбль не принимаете?

– Почему не принимаем? Принимаем! Всегда рады талантливым ребятам. Кстати, два баяниста из «Русского тембра» пришли в коллектив всего пару лет назад.

– Какие забавные ситуации случались во время выступлений?

– Недавно играли первую часть концерта «Зима» Вивальди для детей. И в середине выступления дети захлопали в ритм музыке. Все произведение мы играли под такой аккомпанемент. С одной стороны – это здорово, а с другой – из-за хлопков дети детально ничего не расслышали.

– У «Русского тембра» много достижений. Какое считаете самым большим?

– Обо всем рассказывать не буду, получится скучно и длинно. Но кое-что не могу упустить. Мы единственные от Московской области выступали на Олимпийских играх в Сочи. А в позапрошлом году ездили в Сирию по приглашению Минобороны России. Играли перед российскими военно­служащими на морской базе, на воздушной и на передовой. За это всех участников ансамбля наградили почетными медалями «Участнику военной операции в Сирии».

– С какими проектами выступите в 2019 году?

– Недавно я закончил аранжировку Чайковского «Времена года». Вообще-то он написал эту музыку для фортепиано, но я переложил ее на баян. Это огромный и сложный проект, который готовился долгое время. Поэтому через несколько месяцев выступим с большим концертом.

НАВИГАЦИЯ

Концерт «Его величество Тембр»

Начало: 28 февраля 18.00

Адрес: Рошаль, ул. Октябрьской Революции, д. 24