Оксана Косарева: «Работа с блогерами - это необходимость современного общества»
Фото: [Андрей Жабин / Подмосковье сегодня]
Подмосковье обладает огромными туристическими ресурсами, но недостаточно хорошо занимается их продвижением; одним из решений этой проблемы могут стать блогеры, уверены в региональном министерстве культуры. О сотрудничестве активных интернет-пользователей с властями региона, новых маршрутах для путешествий и туристическом «цветике-семицветике» рассказала министр культуры Московской области Оксана Косарева.
- Расскажите, пожалуйста, как у министерства культуры появилась сама идея сотрудничества с блогерами для продвижения туристических брендов Подмосковья? Чем это было вызвано?
- Эта идея не могла не появиться по той простой причине, что очень сильно изменился мир, в котором мы с вами живем. Это уже не мир буклетов, афиш, это мир интернета, а пользователи интернета – люди молодого и среднего возраста, хотя сейчас и пенсионеры тоже подтягиваются. Соответственно, кто может повести за собой этих людей? Лидеры интернет-пространства. Кто у нас лидеры интернет-пространства? Блогеры. У Московской области действительно колоссальный туристический ресурс: эксперты мирового уровня оценивают ее потенциал как 20% потенциала России. Пятая часть сосредоточена у нас - 6 тысяч объектов культурного наследия, 130 музеев, парки, театры. Но кто об этом знает? И я понимаю, что самая большая наша проблема – отсутствие информации о том, что есть в Московской области; и самый быстрый способ распространения информации – это интернет. Одно-два упоминания от людей, которые имеют аудиторию по полмиллиона подписчиков, дает гораздо больший результат, чем реклама на телевидении, радио, потому что привыкли верить своим. А в интернете у молодежи свой кто? С кем он переписывается, с кем у него связи - блогер. Поэтому работа с блогерами - это необходимость современного общества.
- А о ком именно идет речь – о «текстовых» блогерах, видеоблогерах?
- О любых - есть целые направления, когда люди фотографируют, снимают сюжеты. Я, как только вижу в интернете что-то интересное - в фейсбуке или вконтакте, в инстаграме, любых соцсетях, сразу пересылаю это своему заму по туризму, чтобы она посмотрела, как нам сотрудничать с этими людьми.
Если человек заинтересован, сам ездит по Подмосковью, ему никто за это не платит, снимает усадьбы, монастыри, храмы, музеи, парки, то это наш союзник, можно сказать, внештатный сотрудник, который сам решил этим заниматься.
Сейчас мы дорабатываем наш турпортал «Афиша Подмосковья», осенью будут очень большие изменения - в техническое задание мы включили возможность проведения конкурсов, квестов и викторин прямо в интернет-пространстве. Эту идею тоже блогеры подсказали – проводить интернет-квесты с призами: например, туристическая поездка, которую мы можем организовать. Допустим, если ты отгадал викторину или прошел квест по народным промыслам, тебе организуется экскурсия на любое предприятие промыслов с посещением того же производства, это же интересно? Это интересно и молодежи, ведь помимо блогеров, я встречалась с молодежным сообществом в Егорьевске на форуме «Я – гражданин Подмосковья». Ребята активно хотят в этом участвовать, хотят узнавать про Подмосковье.
- Встреча в Егорьевске была первой попыткой наладить взаимодействие с блогерами?
- Нет, в Егорьевске была попытка наладить взаимодействие именно с молодежным сообществом, которое тоже является активным пользователем интернета. А с блогерами мы уже начали раньше встречаться в очном режиме в Новом Иерусалиме, мы приглашаем всех желающих с нами сотрудничать. То есть, это не ограничивается принципом «ты живешь в Подмосковье, мы с тобой работаем». Если ты любишь Подмосковье, как его любим мы - добро пожаловать к нам.
- По количеству подписчиков есть ограничения?
- Нет. Понятие блогера – это в принципе понятие человека, который активно работает в соцсетях, поэтому здесь может быть и 3-4 тысячи, и 5 тысяч человек. Главное, чтобы человек был заинтересован в продвижении Подмосковья. Если человек пишет не от души, это никто не будет читать, и никто на это не отреагирует. Если от души – это, наоборот, расходится.
- А как министерство планирует заинтересовать блогеров в сотрудничестве?
- Финансового «давайте вы будете нас пиарить, а мы вам заплатим» - такого нет, конечно. Во-первых, это неправильно. Мы думаем над этим вопросом, предлагаем с нами вместе путешествовать по Подмосковью, оплачиваем туры, договариваемся с туроператорами, которые включают в состав группы всех желающих, кто хочет поехать, и относится к категории блогеров. Я понимаю, что это не очень большое финансовое вложение, но если тебе предлагают, тебя встречают, сажают в автобус, везут по Подмосковью, все показывают, в том числе и незнакомые места, это тоже людям интересно.
- В этом году говорят и о развитии научного туризма в наукоградах – министерство культуры как-то с этим связано?
- Научный туризм достаточно специфический, сложный. Сейчас совместно с Калужской областью будем делать межрегиональный маршрут «Россия-родина космонавтов». Пока он в зачаточном состоянии, потому что в Калужской области есть музей Циолковского, а в Московской области это Королев и Звездный городок – тоже ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование - прим.ред.), и в ЦУП (Центр управления полетами – прим.ред) тоже не так-то просто попасть. Поэтому будем работать в этом направлении и думать, как это можно сделать.
- Какие-то еще туристические новые для Подмосковья маршруты запускаются?
- По сути дела, это только звучит достаточно легко – туристический маршрут, а так это целостный имущественный комплекс. Как вы едете к нам? По дороге, значит, важно ее качество, есть ли по дороге заправки, остановки. Если на электричке – насколько часто ходит эта электричка, насколько она комфортабельна, безопасно ли в ней ехать. Приезжаете вы на объект – нужны санитарные условия, где-то перекусить, припарковаться. Чтобы доехать, нужна навигация. Сейчас у всех GPR и так далее, но все равно, когда ты едешь и есть указатель «до Коломны 3 километра» - это проще и приятнее. Вообще губернатор ставит задачу –быть регионом-лидером, значит регионом-лидером во всем. Поэтому в туризме тоже должны быть регионом-лидером и таким станем.
По знакам дорожной навигации мы точно лидеры – установили за последние два года 889 знаков. Это все федеральные трассы из Москвы и плюс еще региональные трассы, уже на муниципальных трассах ставим знаки.
Мы ставим знаки навигации не только к своим, государственным, муниципальным объектам, но и к религиозным объектам – это паломнический туризм, к объектам, которые связаны с 75-летием Победы и битвы под Москвой. В этом году еще 200 знаков будет установлено. Вообще к 2018 году планируем установить еще 1500 знаков. То есть, вы не проедете ни мимо одного нашего объекта. У нас уже запущены два маршрута, в точки этих маршрутов у нас начали ходить туристические экспрессы– в Коломну, Сергиев Посад, сейчас у нас в планах Дмитров. Есть два брендовых маршрута, которые заявлены на российский уровень и размещены на сайте Минкультуры России – «Узоры Подмосковья» и «Подмосковные истории». Это двухдневный маршрут на юго-восток и большой трехдневный маршрут с ночевками на Сергиев Посад, Клин, это северо-запад. Получается так: из Москвы выехал - в Москву вернулся, такой «лепесток». И вот такой женский момент тут есть - мы это видим как «цветик-семицветик», соответственно, как минимум 7 таких «лепестков» должно быть.
- Как раз в разных концах области есть точки, за которые можно зацепиться.
-Да, мы же хотим, чтобы в Московскую область приезжали не транзитом, выехав из Москвы на Тулу, на Ясную Поляну, заглянули в музей Чехова. Нам интересно, чтобы приехали в музей Чехова, потом поехали в Зарайск, потом в Коломну, потом в Гжель и соответственно 2-3 дня провели на территории Московской области. Мы впервые в этом году стали регионом, который принял детей (Коломну включили в маршрут федерального проекта для детей «Моя Россия» - прим.ред), до этого всегда только отправляли. Единственное, маршруты большие, они выходят за территорию Московской области, но на будущий год у нас планы, чтобы они остались и ездили по Московской области, и чтобы это было уже не 6 тысяч, а 10-15 тысяч человек.
Дети – это опасная с точки зрения туризма категория, но при этом очень благодатная, они чувствуют фальшь и им либо нравится, либо не нравится, уговорить тут нельзя. Но если понравится, то ребенок привезет с собой бабушек, дедушек, родителей, он емкий потребитель наших услуг.
- И в то же время большая ответственность.
- Здесь у нас четко отрабатывают службы ГАИ. Туристические компании, которые осуществляют по этим маршрутам поездки, отмечают нас как регион, который обеспечивает безопасность от и до. Мы готовы принимать туриста, мы готовы обеспечивать туриста размещением, точками питания и объектами. Объектов у нас, слава богу, очень много, с точками питания и с точками размещения немножко отстаем, но и Москва не сразу строилась.
- Продвижение туристических брендов Подмосковья – это единственная задача сотрудничества с блогерами?
- Они вообще очень интересные люди, с которыми интересно общаться – у них широкий кругозор, это люди, которые креативят. Если бы они не были креативны, они бы не стали людьми, у которых много подписчиков, которых интересно читать. Поэтому с ними, на мой взгляд, интересно общаться на любые темы.
- То есть, блогеры способны выступить генераторами новых идей, которые министерство может воплотить в дальнейшем?
- Конечно. Мы пока знаем не всю блогосферу, связанную с туризмом, мы ищем и нащупываем, в том числе и точки нашего соприкосновения, потому что блогерам тоже должно быть это интересно. Мы можем продвигать их материалы на своем портале, какое-то взаимное сотрудничество наладить, здесь нет ограничений, приветствуем сотрудничество с любым человеком, кто неравнодушен к Подмосковью.
- Сколько примерно человек уже откликнулись?
- Сейчас это около 5-6 человек, которые уже достаточно плотно сотрудничают, в основном, из Подмосковья, но есть и жители Москвы, которым нравится путешествовать по региону. Мы смотрим их материалы, которые они публикуют, часть мы выкладываем на портале «Афиша Подмосковья». Конечно, я понимаю, что если бы мы сказали: «Ребята, платим, приходите все», здесь бы стояла очередь, но здесь немножко другая цель. Это пока только попытка, наше желание работать с людьми, которые любят Подмосковье. Как в девизе: «полюби Подмосковье, как любим его мы».
- Каких результатов ждет министерство от этого сотрудничества?
- У нас вся работа по развитию туризма, в том числе и работа с блогерами, идет к одному результату – увеличению количества туристов, которые приезжают в Подмосковье. Каждый турист – это и средства, привезенные в Подмосковье и оставленные на сувениры, в ресторанах, гостиницах, точках показа; и рабочие места, которые будут создаваться, поскольку это целая индустрия.
По мировым оценкам 1 турист – это 5 рабочих мест в точках питания, точках размещения, точках информации, точках популяризации; также по мировым оценкам турист привозит в регион от 3 до 5 тысяч рублей.
Поэтому основная задача – это туристический поток, который дает увеличение доходов в бюджет Московской области, а также имиджевую составляющую Московскую области: конечно, хочется быть регионом, который турист полюбит. Волшебства не бывает, резко туристический поток не увеличится, а за это время нарастет инфраструктура. Есть города, которые уже себя зарекомендовали, но к массовому потоку туристов именно в маленьких городах мы пока еще не готовы. Ведь Московская область – одна из самых больших по количеству исторических поселений, у нас 22 поселения, из которых 2 федерального значения: Коломна и Зарайск и 20 – регионального значения. В маленьких городах туризм за год не разовьется, но наша задача, чтобы это было быстрее. А это информационное пространство, которое мы должны освоить, в том числе и с помощью блогеров.