Древний погост Десятая Пятница
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Троицкая церковь в Дрезне на бывшем погосте Десятая Пятница была возведена в 1849 году на средства прихожан и местных благотворителей. Главный престол этого величественного храма был посвящен Живоначальной Троице, но по приделу святой мученицы Параскевы он также назывался Пятницким, а сам погост – «Пятницким на реке Березовке». Церковь действовала в самые суровые годы гонений, но уже в 1953 году была закрыта в связи со строительством военного объекта. В 1990 годы в Дрезне был устроен новый деревянный храм мученицы Параскевы, а старый каменный на погосте в настоящее время восстанавливается.
Деревянная церковь мученицы Параскевы Пятницы на погосте у реки Березовки существовала с древних времен. В начале XVII столетия церковь и погост относились к древней княжеской Куньевской волости, которая позднее вошла в состав Богородского уезда. В дозорных книгах за 1646 год есть такая запись: «Погост Пятницкий, у Березовки, а на погосте церковь деревянная, у церкви во дворе поп Андрей». Деревянный храм на погосте Десятая Пятница также упоминался в документах 1717 года.
Необычное название погоста «Десятая Пятница» не было единственным в Подмосковье. Историк С.Б. Веселовский в работе «Городки, погосты, села и деревни» упоминал второе подмосковное селение с таким же названием, которое находилось в Подольском уезде (позднее оно стало называться деревней Сальково).
Веселовский объяснял смысл названия погоста тем, что в десятую пятницу после Пасхи здесь проводилась большая ярмарка. Вот что он писал: «В XVII в. у Пятницкого погоста образовалось село, также получившее название Десятая пятница, так как у погоста исстари на десятой неделе после Пасхи был торг местного значения». Ярмарка со временем ушла в прошлое, а название Десятая Пятница осталось напоминанием о событиях глубокой старины.
Забытый праздник «Десятая пятница» отмечался не только в Дрезне и Сальково. Десятая пятница после Пасхи в старину считалась праздником святой великомученицы Параскевы, а в народе – «бабьим» днем, так как эта святая слыла покровительницей женского труда. К церквям, где имелся придел святой Параскевы, стекались богомольцы со всей округи, а по народным поверьям в этот день обязательно шел дождь.
Родители святой Параскевы Иконийской особо почитали пятницу – день крестных страданий Иисуса Христа, поэтому и дали ей такое имя (в переводе с греческого это слово означает «пятница»). Почитание пятницы как священного дня в христианской традиции нашло яркое отражение в древнем апокрифе «Сказание Ельферия о двенадцати пятницах». Любопытен сюжет этого памятника христианской литературы. Благочестивый философ христианин Ельферий узнал от сына иудейского мудреца Тарасия, что некогда гонители Церкви схватили одного из апостолов и нашли у него свиток с учением о двенадцати пятницах. Апостол был убит, а свиток сожгли, чтобы христиане никогда не узнали его содержание.
Сын иудея Тарасия по имени Малх захотел принять святое крещение и открыл Ельферию тайное учение о двенадцати пятницах. Особые пятницы в году соотносились с событиями, описанными в Ветхом и Новом Завете. Эти дни христианину нужно было проводить в строгом посте, молитве, творить милостыню. Автор апокрифа призывал соблюдать эти дни: «Сохраняйте себя в чистоте, и Господь сохранит вас в Царствии Своем. Сколь возможно, братья, не только грехи наши будут прощены, но получим и Царство небесное от Христа Иисуса»
Согласно апокрифу, первая пятница (6 марта по старому стилю) – это день, когда Адам нарушил заповедь и был изгнан из рая. Вторая пятница (перед праздником Благовещения) – в которую Каин убил Авеля. Третья пятница – Страстная, когда Господь Иисус Христос предал себя на распятие. «Десятая пятница» отмечалась после праздника Воздвижения Креста (27 сентября по новому стилю). В этот день Моисей разделил жезлом Чермное море и провел по его дну израильтян, когда они выходили из Египта.
В середине XIX столетия на погосте был построен новый каменный храм, а старая деревянная церковь была перевезена в гуслицкую деревню Гридино. Средства на постройку каменного храма собрали местные крестьяне. Местность в окрестностях Дрезны и деревни Горбачихи была известна залежами углистой глины, которую называли «бывалинкой» или «горбачихой».
Вот что говорил об этом горный инженер П. Миклашевский в 1881 году: «В деревне Горбачихе недалеко от границы Владимирской губернии, подле Московско-Владимирской железной дороги, также добывается в большом количестве белая глина, содержащая кусочки угля и употребляемая на выделку кирпича».
Благотворителями Троицкой церкви впоследствии были владельцы местных кирпичных производств. В частности, попечителем церковно-приходской школы на погосте Десятая Пятница был владелец кирпичного завода при соседней деревне Горбачихе Семен Васильевич Кондаков. Кирпичи с клеймами его производства встречаются на постройках конца XIX – начала XX столетий.
В справочнике «Сведения о селениях и жителях Московской губернии» 1873 года есть следующее описание каменной церкви на погосте Десятая Пятница: «Каменная церковь Св. Троицы с двумя приделами: Рождества Богородицы и Св. Параскевы построена с 1849 г. В ней хранится: Евангелие, напечатанное в 1663 году, храмозданная грамота, выданная митрополитом Платоном в 1778 году».
Троицкий храм благополучно пережил революцию 1917 года, коллективизацию и гонения 1930-х годов. Не прекращались службы и в годы Великой Отечественной войны. Но в начале 1950-х годов в истории прихода настали тяжелые времена. Вокруг Москвы были построены две объездные дороги. У большого «бетонного кольца» было решено устроить два десятка военных объектов – зенитных точек. Поблизости от древнего погоста Десятая Пятница предполагалось расположить один из этих объектов обороны, и власти решили воспользоваться благовидным предлогом, чтобы церковь закрыть, а общину верующих ликвидировать.
С ходу, однако, закрыть храм и распустить общину не удалось: власти неожиданно столкнулись с решительным сопротивлением верующих. 1 июля 1953 года у Троицкой церкви собралось около двухсот человек, настроенных бороться за храм. Уполномоченным Совета по делам РПЦ по Московской области Алексей Трушин вынужден был согласиться на определенные уступки. Он заверил прихожан, что церковь на погосте не будет разрушена, а для проведения богослужений взамен выделят пустующий храм в селе Кабаново в трех километрах от Дрезны.
Однако эти компромиссные условия не устроили прихожан церкви Десятой Пятницы. Историк С.С. Михайлов опубликовал в журнале «Мещера край» в 2011 году выдержки из заявлений представителей прихода, боровшихся за сохранение церкви. Вот как верующие характеризовали Троицкую церковь: «В течение трехста лет в г. Дрезне находится церковный храм, обслуживающий верующих русских граждан города Дрезны. Этот храм представляет собой одноэтажное ценное каменное здание в стиле древнего готического памятника. Мы православные граждане по праву гордились архитектурой нашей Дрезненской русской церкви».
В обращении 1954 года председателю совета министров СССР Г.М. Маленкову, маршалу Н.А. Булганину и председателю Верховного совета К.Е. Ворошилову верующие заявили, что отвергают идею переноса богослужений из Троицкой церкви в маленькую деревянную церковь в Кабанове. В тексте письма они отстаивали свои законные права: «Наши деды, отцы, братья, сестры, сыновья, дочери и мы вместе со всем народом защищали нашу отчизну от нашествия врагов, как в первую мировую войну, в войнах с Польшей и Финляндией, а также и в Отечественную войну 1941-1945 гг. не щадя своих жизней».
Жалобы и протесты верующих церкви погоста Десятая Пятница продолжались до 1960-х годов, но храм все-таки закрыли. Правда, обещание не разрушать церковь власти исполнили. Пока храм находился на территории спецобъекта, он поддерживался военными в сравнительно хорошем состоянии. В помещении складировался картофель и противогазы, но интерьер и иконостасы сохранялись. После 1970-х годов храм стал бесхозным, и с этого времени началось его медленное разрушение. Долгое время заброшенный всеми храм находился в руинах, а богослужения проводились в новой деревянной Пятницкой церкви, устроенной рядом со старой водонапорной башней в Дрезне. Сегодня древняя подмосковная святыня восстанавливается.