Лесная мама: жительница Волоколамского района посадила 45 тысяч деревьев

Общество
из личного архива Любови Скотниковой

Фото: [из личного архива Любови Скотниковой]

Уже 37 лет старший участковый лесничий Волоколамского филиала ГКУ «Мособллес» Любовь Скотникова восстанавливает утраченные силами природы или человека ели и сосны. За годы работы она дала жизнь десяткам тысяч хвойников на территории более 1500 га. На днях она получила звание «Заслуженный работник лесного хозяйства Московской области». Любовь Скотникова рассказала корреспонденту «Подмосковье сегодня» про свою семейную лесную династию, поделилась опытом поиска потеряшек-грибников и объяснила, почему в чаще опаснее встретиться с человеком, чем с диким зверем.

ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ

Любовь Скотникова говорит, что «родилась и выросла в лесу». Нет, конечно, формально ее место рождения – деревня Горы Мещерские Лотошинского района. И, конечно, она, как и все деревенские ребята, большую часть времени проводила в окрестных лесах, бегая по грибы и ягоды. Но осознание, что вот эти деревья и луга – дом родной, внушил девочке ее дедушка Василий Ильич Лавров.

– Дед вернулся с войны и в ужас пришел, – рассказывает Любовь. – Там, где стройными рядами росли гектары сосен и елей, зияло голое поле с пеньками-обрубками. Пустота – куда ни повернись. В войну же целыми кварталами лес вырубали для нужд фронта. Дед снял военную форму и записался в лесничество.

Василий Ильич огородил участок, на котором стал выращивать сеянцы из семечек. Через семь лет он уже высаживал саженцы в открытое пространство. К тому времени, когда родилась Люба, вокруг деревни уже на многие километры стояли тенистые хвойники, которые Лавров восстановил собственными руками. Девочка все свободное время проводила с дедом в лесу. Поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, никакого выбора, собственно, и не было. Без размышлений девушка поступила в Правдинский лесной техникум под Мытищами.

СТАХАНОВСКАЯ НОРМА

Получила в 1981 году диплом и распределение в Судниковское лесничество Волоколамского района. Практически с первых дней она стала сажать деревья.

– Моя норма – 500 саженцев в час, – шокирует Скотникова. – Начальница шла впереди и раскапывала лунки с помощью меча Колесова, это такая специальная стальная лопата. А я за ней в эти лунки сажала деревца. Беспрерывный конвейер. Поначалу спину не могла разогнуть от неимоверной нагрузки. Потом втянулась.

Скольким елям и соснам Любовь дала жизнь, представить сложно. За год она сажала по 40 га леса. В одном гектаре – около 3 тыс. саженцев. Если умножить все это на 37 лет ее службы, то получится около 45 тыс. деревьев! А за ними надо еще и ухаживать: поливать, окапывать, защищать от вредителей.

Впрочем, по словам Любови Скотниковой, главные вредители для леса не насекомые и грызуны, а люди. Борьба с браконьерами, вырубающими лесные угодья, составляет вторую важную часть ее работы.

ТРАКТОР БЕЗ НОМЕРОВ

Бывает, слышит в чаще звук бензопилы или видит свежий след от волока стволов и понимает, что где-то рядом безобразничают нелегалы-дровосеки. Но чаще, как говорит Любовь, о браконьерах сигнализируют бдительные жители.

– Тогда мы сразу выезжаем на место с полицией, – рассказывает лесничий. – При нашем появлении нелегалы обычно убегают, бросая технику. Как правило, они для перевозки бревен используют трактора. Однажды нам оставили трактор без номеров, странный какой-то с виду, наверное, умельцы сами его собрали для незаконных целей. И никто его потом не забрал. Через некоторое время жители механизм на металлолом разобрали.

Если браконьеры не убегают, то начинают оправдываться. Мы, мол, дровишки на зиму заготавливаем, бабушка попросила, топить избу нечем. Но лесники отметают все отговорки из разряда «есть хотел, хлеб украл», фотографируют орудия преступления, считают ущерб, выписывают протокол и штрафуют. За одно спиленное дерево – до двух тысяч рублей.

Еще одна проблема – туристы. Разводят костры и уходят, не потушив их. Так, в позапрошлом году после пикника компании из деревни Соснино вспыхнул огромный пожар. Начисто выгорело три гектара леса. В ликвидации бедствия принимала участие и Скотникова.

НАХОДЯТ НЕ ВСЕХ

Однажды Любовь патрулировала участок леса возле Судникова и наткнулась на парней, употребляющих спиртное у костра. На просьбы затушить пламя бугаи принялись хамить и угрожать. Даже при наличии напарника (лесники всегда ходят парами и тройками) дело могло кончиться плохо, если бы не подоспела вызванная Скотниковой полиция.

А вот дикие звери Любовь не пугают. Часто встречала лосей и кабанов, но они никогда не нападали. И не нападут, уверяет лесничий, если их не провоцировать.

Сложный момент ее работы – грибники-потеряшки. Даже когда в операции по спасению участвуют сотрудники МЧС и поисковые отряды, им все равно помогают лесники. Кто же, как не они, хорошо знают местность!

– Однажды заблудились трое жителей деревни Якшино, позвонили нам, – вспоминает Скотникова. – У них и вода кончилась, и заряд телефонов был на исходе. Мы привлекли охотников, чтобы потерявшиеся шли на выстрелы. Сутки те блуждали, а когда мы их нашли – рыдали от счастья. И они, и мы!

Потому что находят не всех. Так, заблудился дачник из Чередова, молодой парень. Его найти не удалось. А спустя два года наткнулись на кости, обглоданные и растасканные дикими зверями. Только генетическая экспертиза установила, что это и был пропавший.

ДИНАСТИЯ

У Любови Скотниковой за всю жизнь было немало наград. Но особенно дорогой стала последняя. На днях в Доме правительства Московской области губернатор Андрей Воробьев вручил ей документы о присвоении звания «Заслуженный работник лесного хозяйства Московской области».

Формально Любовь Николаевна переступила порог пенсионного возраста, но уходить из леса она не собирается. Лес – ее дом, в нем – ее семья. Причем семья в буквальном смысле слова. Муж Юрий Скотников тоже лесничий. Собственно, Любовь познакомилась с ним в первые дни работы, да так и не расстается всю жизнь. Дочь Анна также пошла по стопам родителей.

Даже внук Егор, который сейчас в 11-м классе, – член школьного лесничества и уже выбрал профессию.

– Я его отговариваю! – всплескивает руками Скотникова. – Хочется же, чтобы ребенок был в чистоте и тепле. А мы круглыми сутками по чащобе в резиновых сапогах, и все поголовно с артритом. Это наша профессиональная болезнь.

Однако, несмотря на это, Любовь о своем выборе не жалеет. С удовольствием выслушивает комплименты о том, как она прекрасно выглядит. «Наверное, это свежий воздух», – вздыхают окружающие. «Да, воздух», – соглашается Любовь и загадочно улыбается.