Гребенщиков: Подмосковье живет в ногу со временем

Культура и спорт
личный архив Михаила Гребенщикова

Фото: [личный архив Михаила Гребенщикова]

Некогда он гремел на всю страну: «Фабрика звезд», «Последний герой». Его песня «Танцы-обниманцы» и вообще стала символом начала 2000-х. Сегодня он продолжает выступать и одновременно с этим обучает детей музыке в Мастерской эстрадного искусства «Рецитал клуб».

Про «Фабрику звезд»

- Ты получил широкую известность, став финалистом «Фабрики звезд». Как ты туда попал?

- Мне тогда было 26 лет. Я дома включил компьютер, он у меня завис, пока он перегружался, я включил телевизор и увидел, как Олег Газманов приглашает на проект «Фабрика звезд». Я не понял, что это такое. У меня лежала дома видеокассета с моей записью, и я ее отправил. Так и попал.

- Что дало тебе участие в «Фабрике звезд» и что было после ухода с проекта?

- Этот проект для меня в любом случае прошел не зря, потому что мне через 2,5 месяца подарили квартиру (смеется). И мы уехали на два года в тур и объездили всю страну. Этот тур, по-моему, входит в тройку самых масштабных туров за всю историю российского шоу-бизнеса. Туда входят «Иванушки», «Ласковый май» и мы. Я подумал тогда, что полностью удовлетворил свои амбиции артиста.

- Сложно было постоянно находиться перед камерами?

- Я открыл новый жанр. Тогда еще не знали о том, что можно так себя вести: чудить, дурачиться, быть таким, каким хочешь. Ведь тогда не было особых правил, жесткого формата. Не было такой посещаемости интернета. Я тогда понял, что надо просто веселить друзей, чтобы я пришел с «Фабрики», а они мне сказали: «Ну ты там зажигал!» И я пошел во все тяжкие. Если честно, меня самого это нисколько не смущало, я был уже подготовленным человеком. Поэтому камер я не замечал.

- Поддерживаешь ли ты общение с кем-то из участников этого проекта?

- Да, конечно, общаюсь. С Пашей Артемьевым, Сашей Бердниковым, Пьером Нарциссом, да и со многими другими.

Про «Последнего героя»

- Ты участвовал в «Последнем герое». Расскажи, как тебе там жилось?

- Это была такая игра – бывалые последние герои и юные герои с «Фабрики звезд». Съемки длились 38 дней, я пробыл 31 день.

- Было трудно?

- Когда люди 3 дня не поедят, они превращаются в непредсказуемых людей. И в нашей игре, к примеру, 5 парней подняли руку, сказали, что им это не нужно, они хотят уйти. И мы специально проигрывали игры. Из-за этих людей приходилось мучиться, проигрывать, и наше племя голодало. Из-за таких вот товарищей.

- Многие считали, что у вас там были тайники с едой. Это правда?

- Главным тайником была одна из участниц. Нас окружали операторы, световики, и они были все-таки добрыми людьми. Она одного из световиков очень тронула. После завтрака он приносил ей печеньки, шоколадки. В нашем состоянии мы были рады всему. У нас в племени на тот момент были я и шесть девочек. И вот эта участница нам на ушко шептала, мы уходили за пальму, где была эта печенька разделена на всех, вот так она с нами делилась.

- Не мучили москиты и другая тропическая живность?

- Надо понимать, что «Последний герой» проходит в Панамском заливе. Стабильная температура воды 30 градусов, всегда тепло и очень много рыб. И в то время года, когда мы там были, сильно ядовитых тварей нет. Скорее, со стороны это выглядит надуманно страшно, но ты это понимаешь только где-то на третьей неделе. И потом уже все равно. Меня вообще в жизни не кусают комары, как-то они ко мне равнодушны. Недели две меня помучили москиты, а потом и они перестали. И меня, и Свету Светикову кусал скорпион. Но они в то время были не сильно ядовитыми, и мы обмазались какими-то антибиотиками, все прошло. Участие в «Последнем герое» - одно из лучших воспоминаний в моей жизни.

Про школу

- Ты являешься музыкальным креативным продюсером Мастерской эстрадного искусства «Рецитал клуб». Расскажи об этом подробнее.

- Если бы мне сказали в 96-м году, когда я уже слушал группу «Иванушки», что лет через пять я буду работать с их продюсером, я бы не поверил. А уже поработав с этим продюсером и уйдя, если бы кто-то мне сказал, что мои труды оценит Алла Пугачева и я буду с ней работать, я бы тоже не поверил. Я бы сказал, что это какое-то странное, нелепое предсказание. Но так жизнь распорядилась. И вот уже 3 года я с ней работаю. Когда я смотрю передачи про Аллу Борисовну, когда люди говорят про нее, я как в 3D смотрю. Она всегда для меня была, как и для большинства, - человек с экрана. А теперь я понимаю, что и сам могу о многих ее качествах рассказать. И для меня, как для музыканта, это большая награда. Я пока не выхожу ни за какие рамки, кроме детского творчества. Мне доставляет удовольствие, когда на отчетных детских концертах в этой школе звучат мои песни. Когда мы сидим и отбираем репертуар детям. У нас уникальная школа, заключающаяся в том, что у нас есть супермеценат, бизнесмен Алла Борисовна, и для нее в таком возрасте это, скажем так, развлечение, которое больше всего из ее бизнесов с ней органично. Она могла бы бросить другие свои дела, но здесь детское творчество, и она не имеет права ошибиться. Она очень ответственно к этому относится.


- А у тебя вообще были мысли работать с детьми?

- Наверное, мысли притягиваются. Мне всегда хотелось свою детскую школу. Мне хотелось делать что-то современное для детей, актуальное. Потому что средний возраст пишущих детскую музыку - это от 50 и выше. Они уже исписались, живут в прошлом времени. И я изменил это веяние своими композициями. Мы делаем что-то не такое, что другие. У нас учится всего 35 человек, обучение стоит 60 тысяч рублей. Но из всех этих детей платят за обучение только 13-14 человек.

- А остальные?

- Все выиграли какие-то конкурсы, мы также сами набирали таланты. Если мы видим, что ребенок и правда талантливый, мы лучше сами ему поможем и не возьмем деньги. У нас в школе не было сразу мегагениев в пении, мы их учили, развивали. Иногда Пугачева выводит кого-то в свет. И сейчас у нас есть какие-то маленькие первые звездочки. Эта школа - исключительно детище Аллы Борисовны. Деньги не главное. Главное - достучаться, научить донести песню.

- У вас учится много детей, есть ли дети не только из Москвы, но и из Подмосковья?

- У нас есть талантливый парень, Леша Клюев. Ему 12 лет. Живет в Одинцове. Как правило, кто может позволить себе платить деньги за обучение в школе, живет на Рублевке, на Новой Риге (улыбается).

- Какие сейчас планы у школы? Может быть, фестивали? Или концерты?

- У нас в планах открыть четвертый сезон школы. Планируем создать кинокружок, снимать детские фильмы, делать театральные постановки.

- Работая диджеем, ты много гастролируешь. Приходилось ли выступать в Подмосковье?

- Бывает. Я люблю Подмосковье. Недавно был в Коломне.

- Как тебе публика?

- Это благодарный, отзывчивый, неизбалованный зритель. Есть, конечно, и избалованные, что говорить, но их немного. И настолько сейчас все развивается, что в Подмосковье все на очень высоком уровне: выходишь на сцену - тебя тепло приветствуют, свет и звук отличные. Подмосковье живет в ногу со временем.

Про жизнь и творчество

- Ждать ли новых сольных песен от Миши Гребенщикова?

- О, да. Когда-нибудь я решусь на это снова. Осталось совсем немного, и я покажу что-то новое!

- Что является твоей ключевой целью на данный момент?

- Я хочу создать новый музыкальный проект, который бы поехал по стране с гастролями, а я бы поехал отдыхать на острова (смеется).

- Если бы была возможность отмотать время назад, изменил бы что-нибудь?

- Страшный вопрос. Меня пугает больше всего то, что мечты настолько сбываются. Может быть, что-то еще и не сбылось. Может, миллионов я и не заработал. Но там, где хотел, я выступил, о чем и не мечтал, получил. Пусть будет так, как будет.

- Ты много работаешь. А как ты отдыхаешь?

- Наверное, это из детства, может, мне в Воронеже как-то сервиса хорошего не хватало, но я очень люблю рестораны. Люблю всех угощать, кормить. И неважно, в большой я компании или маленькой. Я так отдыхаю.

- Счастье для тебя - это?

- Семья. Родные. Они живы, здоровы, значит, у меня все хорошо.

Поделиться