Икона «Утоли моя печали» в Белопесоцком монастыре
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На окраине города Ступино у заливных лугов реки Оки стоит древний Троицкий Белопесоцкий монастырь. Почитание местной иконы Богородицы «Утоли моя печали» в качестве чудотворной началось здесь еще в восемнадцатом веке и продолжается до сих пор. Седьмого февраля этого года в монастыре отмечали пять лет с того момента, как реликвия вернулась на свое историческое место.
История почитания образа Богородицы «Утоли моя печали» начинается в XVII веке. Считается, что первая икона с таким названием появилась в городе Шклове нынешней Могилевской области в Белоруссии. Эти земли не раз становились местом сражений между русскими и польско-литовскими войсками. При Шклове произошли две важные исторические битвы: первая случилась еще в царствование Ивана Грозного, а вторая – в начале русско-польской войны уже при Алексее Михайловиче Романове. Вероятно, после победы над поляками в 1654 году, отряд казаков впервые привез копию иконы «Утоли моя печали» из Шклова в Москву. Икону поместили в Успенской церкви казачьей слободы, которая располагалась в районе нынешнего 1-го Казачьего переулка.
Библиотекарь главного московского архива И. Токмаков, которого интересовала судьба иконы, в 1886 году связывался со священником Воскресенской приходской церкви города Шклов, чтобы прояснить историю образа «Утоли моя печали» до времен русско-польской войны. Однако никаких сведений или записей в архивах шкловской церкви об этой иконе уже тогда не было. Священник лишь подтвердил, что почитаемая икона Богородицы хранится в церкви Шклова, и передал некоторые обстоятельства, которые свидетельствовали о старинном происхождении образа. Он писал: «Когда передал икону живописцу для возобновления, то живописец признал необходимым обмыть прежде икону водой, но после омовения заметил, что краски на иконе покрылись как бы плесенью. Опасаясь, чтобы не изгладилось правильное очертание иконы, тот час снял копию иконы на бумагу, для чего приглашен был священник, которым отслужен был молебен Божией Матери с водоосвящением. После того было приступлено живописцем к обновлению иконы при чем была употреблена святая вода для растворения красок».
После попадания в столицу иконы из Шклова вместе с казачьим отрядом, были сделаны несколько ее списков уже в Москве, однако широкое почитание Богородицы «Утоли моя печали» началось примерно через столетие. К середине восемнадцатого века новые списки этого образа были в нескольких московских церквях, в том числе и в несохранившемся до наших дней храме святого Николая в Пупышах. Именно там в 1760 году у иконы Богородицы случилось оказавшее большое впечатление на москвичей чудо исцеления прикованной к постели женщины. Она жила достаточно далеко от Москвы и ей приснилось, будто сама Дева Мария зовет ее в храм Николая в Пупышах найти икону с надписью «Утоли моя печали». Родственники с большим трудом привезли больную, которая не могла двигать ни ногами, ни руками, в этот храм, однако икону с таким названием не нашли. Священник на всякий случай решил просмотреть старые ненужные иконы, которые лежали стопками в подсобных помещениях колокольни. Там и была найдена икона, исцелившая больную.
В советские годы храм в Пупышах закрыли и разрушили, но его старинный образ «Утоли моя печали» сохранился до наших дней. Верующие успели перенести икону в стоявшую в том же районе церковь Николая Чудотворца в Кузнецах, где святыня находится до сих пор. Седьмого февраля в день празднования иконы там совершается особенное торжественное богослужение. Со временем почитание иконы стало распространяться из Москвы и в другие города России. С иконы делались новые и новые списки, одним из которых стал список подмосковного Троицкого Белопесоцкого монастыря.
Списки иконы «Утоли моя печали» особо почитались жителями Москвы и ее окрестностей в страшном 1771 году, когда город охватила эпидемия чумы. Болезнь занесли с турецкого фронта раненые солдаты. Бедствие за короткий срок унесло более пятидесяти тысяч жизней. Для многих в то время последней надеждой выжить оставалась религиозная вера. Екатерина Вторая с ужасом наблюдала из Петербурга, как от эпидемии буквально вымирает старая столица, однако эпидемия завершилась столь же стремительно, как и началась. Кстати, именно эта беда подтолкнула царицу строить первый водопровод из подмосковных мытищинских ключей, ведь отсутствие в большом городе хорошей воды было одной из причин молниеносного распространения болезни.
Ровно сто лет спустя в 1871 году своя беда пришла в окрестности Каширы и Коломны. В этих краях тогда свирепствовала холера. В этой связи образ «Утоли моя печали» Белопесоцкого монастыря перенесли на носилках в село Малино, находившееся почти в сорока километрах к северу от обители. Когда духовенство стало обходить дома, многочисленные больные холерой стали быстро идти на поправку. В короткий срок болезнь полностью ушла из этого села. С тех пор обычай выносить икону Богородицы и идти с ней по окрестным селам сохранялся до времени закрытия монастыря. Обходы домов с Белопесоцкой иконой совершались почти все лето – от дня Святой Троицы до Успения, а с 1 по 7 августа в память о чуде избавления от холеры, икона семь дней стояла в Успенской церкви села Малино нынешнего Ступинского района.
Аркадий Тарасов приводит воспоминание пожилой местной жительницы, записанное еще в 1990- годы о том, как еще до закрытия Белопесоцкого монастыря икону во время одной из таких процессий приносили и оставляли ночевать в доме ее бабушки: «Бабушка всю ночь стояла на коленях и молилась. Меня клала под иконой. Мне было 12 лет. Икона большая. Риза с камушками вся горела! А на утро носили по домам. Священники утром приходили за иконой. Отец Киприан служил молебен. Голос у него был сильный. Сам отец Киприан был темный, не худенький».
В советские годы монастырь закрыли, но чудотворную икону «Утоли моя печали», как и ее московский аналог, удалось спасти. Образ перенесли в Тихвинскую церковь города Ступино, которая находится возле станции «Белопесоцкий» у кладбища. Эта церковь в отличие от Троицкой обители никогда не закрывалась, и там икона хранилась вплоть до недавнего времени. Седьмого февраля 2012 года старинный образ торжественно перенесли крестным ходом из Тихвинской церкви обратно в Белопесоцкий монастырь, который находится на расстоянии примерно двух с половиной километров от кладбища. С тех пор икону можно увидеть на своем историческом месте в Троицком соборе монастыря и поклонится ей наряду с местом захоронения подмосковного святого – преподобного Владимира Белопесоцкого, который по преданию основал этот монастырь более пятисот лет назад.