личный кабинет
Мобильные приложения
Выберите город
Выберите город
  • Апрелевка
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Верея
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Высоковск
  • Голицыно
  • Дедовск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дрезна
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Ивантеевка
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Котельники
  • Красноармейск
  • Красногорск
  • Краснозаводск
  • Краснознаменск
  • Кубинка
  • Куровское
  • Ликино-Дулёво
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Озёры
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Пересвет
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Рошаль
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Старая Купавна
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Хотьково
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Щёлково
  • Электрогорск
  • Электросталь
  • Электроугли
  • Яхрома
20 мая 2019 23:49:46
Неизведанное Подмосковье

Паровозное депо XIX века в подмосковном Клину

12:30, 13 марта 2019

Неподалеку от железнодорожного вокзала Клина, прямо напротив платформы, на которой ежедневно сотни людей садятся в электричку, притаилось одно очень интересное здание. Оно спрятано за густым переплетением проводов и нестройным рядом гаражей, а поэтому часто остается незамеченным. Речь идет о круговом депо для стоянки и ремонта паровозов, построенным в Клину в середине XIX века. Здание до сих пор используется для разных подсобных нужд, одновременно являясь настоящим памятником железнодорожного строительства.

Стоит начать с истории и напомнить, что первая железная дорога в Российской Империи была торжественно открыта в 1837 году и соединила Санкт-Петербург и Царское село. Второй по счету стала Варшаво-Венская железная дорога, а третьей - Николаевская - между Санкт-Петербургом и Москвой, которая прошла, в том числе, и через Клин. Дорога была торжественно открыта в августе 1851 года и почти сразу по ней закурсировал первый «всенародный поезд». Стоимость проезда в нем зависела от класса: в первом - 19 рублей, во втором - 13 рублей, а в третьем - 7 рублей. Так же можно было поехать в товарном вагоне, и тогда проезд составлял всего 3 рубля. В пути поезд находился порядка 22 часов. Для сравнения - поездка из Санкт-Петербурга в Москву на дилижансе обычно обходилась в 90 рублей, а занимала 4-5 суток.

Протяженность дороги составила 645 километров, а по пути было построено 34 станции, на каждой из которых имелась водонапорная башня для заправки паровоза водой. На 9 станциях, включая Москву и Санкт-Петербург, были построены специальные круговые депо для стоянки паровозов. Здание представляло собой круг, разделенный на секции - «стойла» для паровых машин. В середине размещался поворотный механизм, который разворачивал паровоз к нужному «стойлу», а тот затем туда въезжал.

Наиболее известным примером является круговое депо на Ленинградском вокзале (бывшем Николаевском) в Москве. Оно построено по проекту знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата и т.д.) и раньше имело 22 отсека для стоянки паровозов. В наши дни оно отреставрировано, а с 2018 года в нем располагается цветочный рынок.

Всего из 9 круговых депо на Николаевской (с 1923 года - Октябрьской) железной дороге хорошо сохранившимися считаются депо в Санкт-Петербурге, Окуловке, Твери и Москве. Остальные сильно разрушены, и депо в Клину - из их числа.

Все депо строились по типовому проекту архитектора К. А. Тона. Они были круглыми, с внешним диаметром около 67 метров. Внутреннее пространство было разделено арочными конструкциями на 22 секции длиной около 15 м. Четыре секции были сквозными и использовались для въезда паровозов в здание депо и для проезда в мастерские. Остальные 18 были тупиковыми и служили для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Каждая секция (паровозное «стойло») перекрывалось сводчатым потолком с отверстиями для установки вытяжных труб, отводящих паровозный дым. В центре (внутреннем дворе) располагался поворотный круг. Внутренний двор был накрыт высоким куполом из металла.

Каждое из 9 депо строилось «на века» с применением различных декоративных элементов в украшении фасада, и в итоге представляло собой настоящее произведение градостроительного искусства.

Станция Клин была открыта одновременно с Николаевской железной дорогой (то есть в 1851 году) и имела большое значение, являясь «спутником» Москвы и конечным пунктом поездов пригородного сообщения.У Санкт-Петербурга был свой «спутник» - станция Любань.

Огромное здание кругового депо функционировало вплоть до Великой Отечественной войны, когда в ходе подмосковных сражений оно получило сильные повреждения. После войны участок дороги Москва-Клин-Тверь перевели на электрическую тягу, вместо паровой, и потребность в большом круглом депо значительно снизилась. После войны его так до конца и не восстановили, а затем использовали как мастерскую и склад.

В наши дни депо имеет полукруглую форму и весьма ветхий вид: потрескавшиеся кирпичные стены, заложенные арки и заколоченные окна. Видны современные переделки конструкции, а также неровные следы сколов - здание резко обрывается, так до конца и не восстановленное после боевых действий.

Однако депо не считается исторически ценным: на одной его стороне видна свежая краска цветов «РЖД», а на другой висит рекламный баннер с предложением арендовать объект.

Координаты депо в Клину:  56°19'57"N 36°42'31"E

Филипп Терец

вверх