В Израиле создали парк из 50-летней кучи мусора, такой способ преображения полигонов сейчас перенимают и в Подмосковье

Эксклюзив
Экология
Дарина Ханина

Фото: [Дарина Ханина]

До конца года в Московской области закроются все действующие полигоны твердых бытовых отходов. Их утилизацией займутся современные перерабатывающие комплексы, а многолетние мусорные свалки будут рекультивированы и обретут совершенно иной вид. Примером того, как на месте огромных зловонных гор создать оазис, может стать полигон в деревне Хирия в 5 км от Тель-Авива. С репортажем с бывшей территории одной из старейших городских свалок Израиля, а ныне парка Ариэля Шарона – наш специальный корреспондент.

ЗЛОВОННАЯ КУЧА

Сегодня в парке Ариэля Шарона на горе Хирия цветут цветы, благоухают пряные травы и поют птицы. С вершины далеко внизу на шоссе можно разглядеть маленькие автомобили, а панорама Тель-Авива отсюда выглядит как на открытке.

– Свою работу я называю просто: «моя горка», – с улыбкой говорит гид парка Ира Бурилло.

Ира приехала в Израиль в 1995 году, когда «горка» представляла собой устрашающее зрелище. Еще бы – ведь мусор здесь складировали уже больше 40 лет. В начале 1950-х по решению мэрии Тель-Авива и нескольких других городов центра страны территорию бывшей деревни Хирия выбрали под полигон бытовых отходов. Тогда никто не думал, что из маленькой свалки вырастет огромная зловонная гора.

– Я мимо этой свалки ездила в автобусе на учебу, видела весь этот ужас – огромная мусорная гора, тысячи чаек, а запах такой, что просто невозможно дышать, – вспоминает Ира.

Справка

Парк в Хирии начали строить в 2005 году и сперва назвали его парк «Аялон» – в честь огибающей гору речки. Но в 2006 году премьер-министр Израиля Ариэль Шарон, вложивший много сил в создание парка, перенес инсульт и впал в кому. А в 2007 году было принято решение о присвоении парку имени бывшего премьер-министра. Ариэль Шарон пробыл в состоянии комы восемь лет, так и не увидев прекрасный парк на месте бывшего мусорного полигона. Официальное открытие объекта было запланировано на январь 2014 года, но за несколько дней до назначенной даты Ариэль Шарон умер, не приходя в сознание. Парк был торжественно открыт через месяц в присутствии его внуков.

Хирия (Al-Khayriyya, араб.: الخيْريّة‎) – бывшая арабская деревня на территории Израиля, в переводе ее название означает «благословение, добро».

КАК ВСЕ РАБОТАЕТ

Гора Хирия росла в течение 46 лет, с 1952 по 1998 год. На момент закрытия ее высота составляла 60 м, а объем мусора – 16 млн куб. м. В 1998 году свалку было решено закрыть из-за близости к главному аэропорту страны. В то время сотни чаек кружили над полигоном, часто попадая в двигатели самолетов и создавая угрозу для жизни людей. Только за 1996 год было зафиксировано 34 столкновения самолетов с птицами.

В конце 90-х несколько крупных городов в центре Израиля – Тель-Авив, Рамат-Ган, Холон, Бат-Ям, Бней-Брак и Гиватаим – объединились одной идеей: использовать мусор как ресурс и сырье. Их силами была создана и профинансирована муниципальная ассоциация по утилизации отходов. Теперь она управляет промышленным парком по переработке мусора у подножия горы. В его структуре находятся шесть ключевых компонентов. Это завод по переработке ТБО в альтернативное топливо RDF (Refuse-Derived Fuel), комплекс по автоматической сортировке мусора ArrowBio, а также площадки по переработке стройматериалов, «зеленых» отходов и по извлечению биогаза и станция перегрузки мусора. Последняя начала работу раньше всех остальных компонентов. Станция открылась в 1998 году, сразу после закрытия полигона. Сотни самосвалов из ближайших городов и поселений ежедневно привозят сюда около 1000 т мусора, который затем отправляется на захоронение в пустыню Негев, в 150 км от Хирии. На сегодняшний день парк по переработке отходов «Хирия» принимает мусор от 1,5 млн жителей центральной части Израиля. Станция перегрузки – это единственный компонент в составе промышленного парка, который не занимается полезной утилизацией отходов. Что же происходит с остальным мусором? Он получает вторую жизнь.

8 кв. км составляет территория парка Ариэля Шарона, что примерно соответствует размеру подмосковного Реутова. Это самый большой парк Израиля.

МУСОР НА ПОЛЬЗУ

Завод по переработке ТБО в альтернативное топливо RDF начал работать в 2016 году и стал одним из крупнейших подобных объектов в мире. Стоимость строительства оценивается в 400 млн шекелей (около 8 млрд руб.). В день через RDF проходит порядка 1500 т отходов. Это примерно половина всего мусора, который привозят к подножию Хирии. Из них получается 500 т альтернативного топлива, которое пригодно для сжигания в цементных печах. Этот объем заменяет около 10% топлива нефтяного происхождения, используемого на цементном заводе «Нешер» в 20 км от парка.

Но больше чем за 10 лет до запуска RDF в Хирии научились автоматически сортировать мусор на основе свойств различных его компонентов. Это делается с помощью технологии ArrowBio. Например, на одном из этапов сортировки часть металлических отходов отделяется магнитом, а затем – с помощью «вихревого тока». На другом этапе мусор погружается в иммерсионные бассейны, где под действием силы гравитации разделяется на разные виды. С помощью брожения из мусора выделяют биогаз и стабилизированный осадок, из которого в дальнейшем производят удобрения. Пропускная способность завода ArrowBio – 400 т отходов в сутки.

ЖИВЫЕ ОТХОДЫ

Производить полезности из ненужного мусора позволяют еще три площадки промышленного парка в Хирии. Отдельный участок здесь выделен для утилизации спиленных деревьев, кустарников и других растительных отходов. Сухие материалы отделяют и продают для дальнейшей переработки. Стволы деревьев используют для создания скамеек в парке на вершине горы или отправляют в мастерские. Мелкие обрезки превращают в опилки и используют в сельском хозяйстве. Ежедневно на площадку поступает около 300 т «зеленых» отходов.

Есть своя линия и для переработки строительного мусора, которого на Хирию ежедневно прибывает до 1500 т.
Крупные стройматериалы идут на нужды горы: ими укрепляют склоны от оползней, а также строят декоративные стены, террасы и мостят дорожки. Другую часть строительного мусора измельчают и используют для строительства дорог по всей стране. К слову, каждый застройщик обязан заплатить за прием своих отходов.

Скопленный в теле мусорной горы парниковый газ – метан и СО2 – откачивают с помощью 84 скважин, глубина которых достигает 30 м. По трубопроводу газ отправляется на фабрику «Офис Текстиль» неподалеку от горы. Биогаз заменяет ранее использовавшийся на фабрике мазут и значительно сокращает ее расходы на электроэнергию. Каждый час из недр горы добывают около 1000 куб. м газа. Если есть излишки – их перепродают или сжигают.

ПАРК АРИЭЛЯ ШАРОНА

Жемчужиной бывшей мусорной горы стал парк на ее вершине. По замыслу автора проекта, немецкого архитектора Питера Латца, контуры горы были сохранены, а по ее периметру и на склонах не посажено ни одного дерева. Когда попадаешь наверх, перед тобой открывается великолепный пруд с фонтаном, необычные деревья, цветы, пешеходные и велодорожки. Но увидеть это чудо смогут только те, кто доберется до вершины горы, снизу ничего этого не видно. Тайная гора – так Питер Латц прозвал это место.

Чтобы воплотить проект в жизнь, потребовались знания лучших инженеров Израиля и ведущих мировых специалистов. Мусор был укрыт специальным слоем биопластика, на него насыпали гравий – для отведения дождевой воды в специальные резервуары и пруд. На гравий уложили чистую землю, на которую высадили сотни растений. Высота всех слоев над телом полигона достигает около семи метров.

Благодаря слаженной работе экологов, гидрологов, инженеров, агрономов, ландшафтных дизайнеров и других специалистов парк Ариэля Шарона и промышленный парк «Хирия» – один из важнейших экологических проектов в мире. Но это не единственная его ценность. Сегодня это еще и одно из самых популярных и необычных мест для прогулок и пикников в Израиле. По словам Иры, которая проводит здесь экскурсии по выходным, в субботу в парк приезжают до 3000 человек – так что даже не хватает парковочных мест. Постепенно парк становится местом проведения культурных и образовательных мероприятий. Здесь проводят и концерты под открытым небом: для этого построена сцена, которая разместилась на фоне панорамы Тель-Авива.

В дальнейших планах по развитию парка – открытие северного входа на территорию, создание амфитеатра на 50 тыс. человек, развитие сети велодорожек и благоустройство прилегающей к горе территории.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

– Решение вопроса о дальнейшей судьбе рекультивированных полигонов зависит от нескольких факторов. Прежде всего есть полигоны с активной или пассивной дегазацией. На последних идет постоянная эмиссия свалочного газа, которая не доставляет неудобств жителям, однако ограничивает возможности использования полигона, например, для рекреации. Второй фактор – повышенная температура внутри тела полигона, которая также может ограничить использование его, к примеру, в качестве трассы для тюбинга или горнолыжного склона. Третий фактор – стабильность тела полигона, о которой можно судить лишь через 2–3 года после проведения рекультивации. Рекультивация полигонов в Подмосковье, как и во всей России, ведется сравнительно недавно, поэтому на данный момент не существует прецедентных решений в этой области, – рассказали в пресс-службе Министерства экологии и природопользования Московской области.

Кстати

Полигон бытовых отходов «Кучино» в Подмосковье может стать центром экстремального спорта или горнолыжным спуском. Также подобный опыт планируют применить и при рекультивации полигона «Аннино» в Рузе.