Церковь в Дыдылдино и ее попечитель И. А. Колесников
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В селе с неблагозвучным названием Дыдылдино Ленинского района стоит благообразный кирпичный храм пророка Илии, построенный в русском стиле в 1896 году. За свою историю приход в Дыдылдино четыре раза менял название: изначально он был Ильинским, затем стал Богородице-Рождественским, в конце XIXстолетия принял имя в честь Донской иконы Божией Матери, а с 1992 года вновь стал называться в честь пророка Илии. Сохранившаяся церковь в Дыдылдино была построена на средства владельца соседнего имения Пронино Ивана Андреевича Колесникова. Этот замечательный благотворитель строил храмы не только в Подмосковье, но и в Москве, Литве и даже Японии.
Московский купец, а впоследствии действительный статский советник, дворянин, кандидат коммерции и директор правления Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» Иван Андреевич Колесников приобрел в самом конце XIXвека небольшое имение Пронино вблизи Каширской дороги. Сельцо относилось к приходу храма в Дыдылдино, где на тот момент стояла ветхая деревянная Богородице-Рождественская церковь. Местные крестьяне не имели средств, чтобы построить каменный храм, поэтому за благое дело в 1895 году взялись супруги Иван Андреевич и Ксения Федоровна Колесниковы. Они не только построили церковь, но и пожертвовали всю необходимую богослужебную утварь, священные сосуды, книги и облачения, а в 1898 году устроили помещение для церковно-приходской школы.
Казалось бы, строительство каменного храма на деньги богатого владельца соседнего имения было нередким явлением в дореволюционной России, однако случай с Иваном Андреевичем Колесниковым особый. Меценатство директора правления Никольской мануфактуры имело исключительный размах. О благотворительности И.А. Колесникова писали И.В. Поткина в книге «На Олимпе делового успеха: Никольская мануфактура Морозовых 1797-1917» и Е.В. Прохорова в очерке «Храмоздатель». Действительно, храмоздательная деятельность И.А. Колесникова впечатляет: помимо церкви в подмосковном Дыдылдино, частично или полностью на деньги мецената были построены четырнадцать православных храмов, среди которых есть знаковые и памятные церкви.
Даже те, кто мало симпатизировал И.А. Колесникову, не могли обойти молчанием его заслуги в попечении о православных храмах. В своих мемуарах «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» предприниматель Н.А. Варенцов изображал внешность и характер мецената малопривлекательно: «Колесников был маленького роста, очень подвижный, совершенно плешивый, с красивыми глазами, но холодными и стальными; когда приходилось говорить с ним, то чувствовалось, как он любопытным взглядом осматривал вас, с желанием найти у вас что-нибудь смешное и нехорошее». По его словам, Колесников «сковырнул» из директоров Товарищества Никольской мануфактуры некоего Рогожина, благодаря протекции которого получил должность главного бухгалтера и расположение владелицы компании Марии Федоровны Морозовой. Также он якобы отличался «узостью мысли», любил лесть, а в своей карете восседал «в высокопарном и курьезном виде».
Автор цитировавшихся мемуаров признавался, что не любил вести торговые дела с И.А. Колесниковым, но отмечал: «Колесников был одним из душеприказчиков Морозова, оставившего значительные суммы на благотворительность. Из этой суммы было пожертвовано 50 тысяч рублей в пользу 4-й гимназии, да, кроме того, Колесникову удалось привлечь других жертвователей для этой гимназии, и он Московским учебным округом в благодарность за пожертвования был назначен почетным попечителем гимназии».
Вернемся к храмоздательной деятельности Колесникова. Меценат построил в Москве две знаковые церкви: в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и иконы «Скоропослушница» на Ходынском поле. В этом районе до революции располагались летние лагеря Московского военного гарнизона с небольшой солдатской церковью в виде деревянного сруба. В 1902 году И.А. Колесников на свои средства возвел для солдат, офицеров и их родственников каменный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В советские годы церковь была закрыта, но не разрушена. С 1992 год здесь снова совершаются богослужения.
Другой московский храм, ктитором которого стал И.А. Колесников, тоже появился на Ходынском поле – это казачий храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второго декабря 1906 года меценат обратился в письме к московскому генерал-губернатору С.К. Гершельману с такими словами: «Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни на пользу мирных ее жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я уроженец тихого Дона, возымел намерение соорудить за свой собственный счет и под моим личным наблюдением храм для казаков1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадерской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле». Под «печальными декабрьскими днями» Колесников имел в виду вооруженное восстание в Москве 1905 года, центром которого стала соседняя с Ходынкой Пресня. Кроме того, храм строился в память убиенного революционером московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. Этот храм мецената Колесникова на Ходынке, хотя и был в советские годы закрыт и переделан, сегодня отреставрирован и действует.
География храмостроительства И.А. Колесникова обширна – это не только Москва и Московская область, но, например, Литва и даже Япония. В 1908 году в городе Вильне – современном Вильнюсе – братство Святого Духа взялось построить православный храм-памятник в честь 300-летия со дня кончины князя Константина Константиновича Острожского – легендарного борца за православие в Западнорусских землях. Упоминавшийся С.К. Гершельман до назначения московским генерал-губернатором был командующим Виленским военным округом, поэтому он рассказал об этой идее московскому знакомому И.А. Колесникову. Меценат поддержал инициативу виленских православных и решил помочь осуществить ее, с условием, чтобы памятник ознаменовал и другое 300-летие – юбилей восшествия Романовых на Российский престол. В 1911 году Константино-Михайловский храм в Вильне был построен на средства московского мецената, а затем подарен им местному православному братству Святого Духа.
Наконец, в 1916 году И.А. Колесников вложил деньги в постройку православного храма Воскресения Христова в японском городе Хакодате на острове Хоккайдо. Церковь строили на месте сгоревшего первого в истории православного храма в Стране восходящего солнца. Он появился еще в 1858 году при российском консульстве, и здесь в начале своего пути служил иеромонах Николай Касаткин – будущий святой просветитель Японии. Сохранившееся здание каменной Воскресенской церкви в Хакодате и сегодня является храмом Японской автономной православной церкви.
Меценат Иван Андреевич Колесников строил храмы в разных городах и странах, но всегда помнил, что был уроженцем Дона. Вот почему при постройке каменного храма в Дыдылдино он настоял, чтобы церковь получила новое посвящение в честь Донской иконы Божией Матери. Такое название храм носил с момента постройки до закрытия в 1930 году.