Музей в кругу проблем
Фото: [Абрам Штеренберг / РИА Новости]
Сотрудники Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» сражаются одновременно на нескольких фронтах. С одной стороны – вандалы крушат памятник Ленину работы Бродского на Каширском шоссе. С другой стороны – в охранных зонах музея строят логистические центры.
Ширина охранной зоны Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» колеблется от 500 до 1000 метров. Для Ленинского района, где земли мало, это – много. Рядом проходит Каширское шоссе. И строительство логистических комплексов с точки зрения интересов бизнеса оправдано. Тем более что и Москва близко.
Музейщики имеют другую точку зрения. Директор ГИМЗ «Горки Ленинские» Игорь Конышев объяснил, в чем вред для музея, когда в его охранной зоне строят такие объекты. Музею нужна атмосфера тишины и покоя вокруг него. Чтобы гости могли проникнуться тем, что они видят и о чем им рассказывают. Если прямо за музейным забором склад, куда подъезжают большегрузы, с тишиной и покоем можно уверенно прощаться. Дороги, ведущие к музею, тоже плохо переносят такую нагрузку. Наконец, застройка вокруг музея затрудняет подъезд к нему экскурсионных автобусов и частных автомобилей.
– Я не ретроград. Понимаю необходимость развития бизнеса. Но в нашем случае интересы частного бизнеса вступают в противоречие с такими же деловыми интересами государственного музея, – подчеркнул в разговоре с нашим корреспондентом Игорь Конышев.
Потенциал такого памятника, как «Горки Ленинские», еще не раскрыт до конца. Количество туристов начало увеличиваться в последние два года. Дирекция ожидает, что за 2014 год музей посетят 100 тысяч человек. Останавливаться на этом музейщики не собираются, но если застройка охранной зоны продолжится, то памятник истории и культуры «похоронят» за складскими помещениями.
Дело не только в гражданах Китайской Народной Республики, которые с удовольствием посещают мемориал вождя мирового пролетариата. Музей диверсифицируется. Из мемориала только одного вождя он становится разноплановым музеем, который притягивает ценителей ландшафтно-паркового искусства, посетителей концертов, спектаклей…
На вопрос, собирается ли музей судиться с нарушителями охранной зоны, директор ответил, что это возможно не всегда. Уже построенного не снести. А изменения в кадастровых записях, которые сделали охранные земли доступными для застройки, были проведены чуть ли не в 1990-е
годы. И сроки, когда можно было оспорить данные решения в суде, давно прошли.
Ничей Ильич
Среди проблем, которые решает Конышев, есть еще и «бесхозный Ильич». Речь идет о шестиметровой статуе вождя работы известного скульптора Исаака Бродского. Статуя стоит у Каширского шоссе на въезде в музей.
Бесхозным монумент стал в 1990-е годы, когда земля, на которой стоит памятник, не вошла ни в территорию музея-заповедника, ни в охранную зону. Этот памятник ничей и стоит на ничейной земле. Музей готов взять его на баланс. Но не может этого сделать. Потому что просто взять нельзя. Памятник должен передать музею владелец. А его нет.
Пока нынешний директор хлопочет о передаче памятника, его регулярно посещают как вандалы, так и более сознательные граждане. С вандалами, которые мажут Ильича краской, все ясно. Это хулиганство бытовое обыкновенное, происходящее от скуки и невежества. «Более сознательные граждане» увезли гранитные плиты, которыми была выложена площадка вокруг памятника, спроектированная заслуженным архитектором Леонидом Павловым. Он же построил на территории заповедника здание научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина».
Тот, кто помнит размах советской эпохи, понимает, что такие гранитные плиты нельзя ни вывернуть руками, ни унести в авоське. Тут отбойный молоток нужен и грузовик. Кто и когда растащил гранит – неизвестно. Конышев говорит, что все два года своего директорства удивляется этой истории.
Земля – музею
Хорошие новости тоже есть. Около трех недель назад, после двух судов, музей вернул себе землю, на которой стоит. Прежде она принадлежала одному из учреждений правительства Москвы. И музей существовал в абсурдной с точки зрения здравого смысла и тяжелой для любой деятельности ситуации: когда здания и участок, на котором они стоят, имели разных хозяев. Теперь и здания, и участок площадью 230 гектаров воссоединились. Осталось только определить точные границы участка и внести его в кадастр. И можно заниматься благоустройством.
До мемориала дела нет
– Какие у вас отношения с властями Ленинского района? – спросила я у директора музея-заповедника.
– Нейтральные, – ответил директор.
Странно. Музей такого масштаба обычно становится локомотивом развития не только муниципалитета, но и всего региона. Поскольку доходы от привлечения туристов составляют при грамотной политике местных властей весьма солидную долю бюджетных доходов. Власти Подмосковья повышению туристской привлекательности области уделяют приоритетное внимание. Властям муниципалитета, где находится памятник истории и культуры мирового значения, казалось бы, надо поступать также. Но у главы Ленинского муниципального района Сергея Кошмана, видимо, другие приоритеты.