Итальянский уникум на земле Подмосковья: храм Рождества Христова в Юркино

Историк древнерусской архитектуры Вольфганг Кавельмахер (1933–2004) называл храм Рождества Христова в селе Юркино одним из самых ранних каменных вотчинных храмов на Руси. На рубеже XV–XVI веков в Подмосковье было построено всего шесть подобных церквей: в Чашниково, Чиркино, селе Ильинском, на Благовещенском погосте, в Сипягино и, наконец, в Юркино. Исследователи называли в качестве зодчего одного из итальянских мастеров. Также это одна из старейших в Подмосковье фамильных церквей-усыпальниц. В 2019 году была окончена реставрация этого древнего подмосковного памятника.

Каменный храм Рождества Христова был построен в конце XV столетия родоначальником одной из четырех ветвей древней знатной фамилии Голохвастовых, прибывших в Россию из Литвы столетием ранее. Яков Семенович Голохвастов имел усадьбу в Юркино на берегу реки Малой Истры. До 1870-х годов уникальная церковь не привлекала к себе внимания археологов, пока ее не описал исследователь подмосковной старины архимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Леонид (Кавелин) (1822–1891).

В каменной Рождественской церкви был устроен придел во имя святителя Алексия Московского (митрополит Киевский и всея Руси, святитель Московский и всея России чудотворец, государственный деятель, дипломат Алексий, в миру Елевферий Федорович Бяконт, 1292/1305–1378. – Прим. ред.), а рядом имелся еще и деревянный теплый храм святителя Петра. Учитывая, что обретение мощей святителя Алексия произошло в 1431 году, а храмоздатель Яков Семенович Голохвастов скончался в 1504 году, архимандрит Леонид достаточно точно вычислил дату постройки церкви в Юркино. Это могла быть середина или вторая половина XV века. Советские искусствоведы, опираясь на архитектурные особенности церкви, впоследствии уточнили эту датировку, сдвинув ее на конец XV века.

Известный дореволюционный генеалог Леонид Михайлович Савелов так описывал дворянскую фамилию Голохвастовых: «Считаются выехавшими из Литвы в половине XIV ст. Род разделился на несколько ветвей, потерявших связь. Борис Яковлевич в 1495 г. провожал в Литву великую княгиню Елену Иоанновну (дочь Ивана III, жена литовского князя), в 1509 г. посол в Польшу, в 1515 и 1519 г. в Турцию. Александр Яковлевич в 1495 г. провожал великую княгиню Елену Иоанновну, в 1499 г. посол в Кофу, 1502 г. в Царьград». Борис и Александр Голохвастовы, отличившиеся на дипломатическом поприще, были сыновьями храмоздателя церкви в Юркино. Александр впоследствии принял иноческий постриг с именем Арсений, став монастырским книгохранителем. Их младший брат Владимир после смерти отца Якова Семеновича Голохвастова в 1504 году унаследовал деревню и занял место ктитора Христорождественской церкви.

Архимандрит Леонид (Кавелин) в 1875 году описывал уникальную юркинскую реликвию, которая некогда принадлежала Владимиру Яковлевичу Голохвастову. Речь шла о ктиторской иконе Рождества Христова, вырезанной на аспидном камне. Этот камень называли еще «демонидом», потому что, согласно поверью, он защищал от злых духов. На каменной иконе XVI столетия в верхней половине было вырезано изображение Рождества Христова, а в нижней изображались московские святители Алексий и Петр вместе с крестителем Руси равноапостольным великим князем Владимиром Святым. Выбор святителей на иконе объяснялся посвящением приделов Рождественского храма, а князь Владимир появился среди них как небесный покровитель владельца Юркино. На иконе была надпись: «Лета 7052 (1544) сделан бысть сей камень демонид Володимеру Яковлеву Голохвастову».

После смерти Владимира Яковлевича – младшего сына храмоздателя – резной образ, видимо, продолжал храниться в церкви, но несколько столетий о нем не встречалось никаких упоминаний. Только в 1860-х годах собиратель старины, библиофил и купец Алексей Хлудов случайно купил где-то пропавшую юркинскую святыню. Звенигородское дворянство, в свою очередь, выкупило икону у Хлудова. Семейный образ преподнесли в дар потомку Якова Семеновича и его сына Владимира Яковлевича – Дмитрию Дмитриевичу Голохвастову в знак благодарности за семилетнюю службу в звании звенигородского предводителя дворянства.

Голохвастовы владели Юркино непрерывно до 1559 года. Позднее им владели Верига Бельский, правитель Борис Годунов, Алферьевы, Федор Леонтьевич Бутурлин, а во второй половине XVII века Юркино ненадолго вновь возвратилось представителям фамилии Голохвастовых.

В первой четверти XIX века Юркино купил князь Петр Оболенский, который отметился довольно грубыми переделками ценного памятника. Новый хозяин сломал древний придел митрополита Алексия (где был погребен храмоздатель Яков Семенович Голохвастов) и звонницу, а на их месте в 1825 году возвел трапезную с приделами Николая Чудотворца, Климента Римского и Петра Александрийского (своего небесного покровителя). При этой реконструкции были уничтожены, кроме придела и колокольни, старинные надгробные камни бывших вотчинников Голохвастовых: плиты разбили и использовали для фундамента новой постройки. Единственный осколок надгробия с частично сохранившейся надписью, как писал архимандрит Леонид, князь Оболенский использовал в качестве порога новой паперти.

В советское время так же бесцеремонно обошлись с трапезной, построенной князем Оболенским, – она была разобрана. Уничтожили и могилу князя, которая располагалась когда-то в часовне на кладбище вблизи церкви.

Исследователи советского периода ставили Христорождественский храм в Юркино в один ряд со знаменитыми московскими церквями того же периода, а также указывали на его возможное итальянское происхождение. Советский архитектор-реставратор, историк архитектуры заслуженный архитектор РСФСР Владимир Либсон (1910–1991) в книге «По берегам Истры и ее притоков» так описывал особенности облика подмосковной церкви: «План и фасады храма в Юркине имеют немало общего с московской церковью Трифона в Напрудном, возведенной примерно в те же годы… Детали его напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения, что свидетельствует о знакомстве автора с работами иноземных мастеров в Кремле». На итальянское происхождение указывал характерный терракотовый фриз на западном фасаде храма. Церковь Трифона в Напрудном и храм в Юркино упоминаются в качестве ярких примеров бесстолпных каменных храмов (на посаде и в боярской вотчине) конца XIV–XV веков в энциклопедии «История русской архитектуры» 1956 года. Советский архитектор-реставратор заслуженный деятель искусств Российской Федерации Лев Давид (1914–1994) даже приписывал постройку храма в имении Голохвастова знаменитому итальянскому архитектору Алевизу Новому (автору Архангельского собора Московского Кремля) или одному из его учеников. Вольфганг Кавельмахер, хотя и не соглашался с этой версией, утверждал, что юркинский храм построен несомненно одним из итальянских мастеров, работавших на Руси на рубеже XV–XVI веков.

Настоятель храма Рождества Христова в селе Юркино священник Михаил Сорокин:

– Храм Рождества Христова является бесстолпным. Как известно, до первой половины XV века храмы на Руси не строили без столбов, которые являлись опорой для свода, и не знали, как нужно строить. В свое время некоторые краеведы отстаивали точку зрения, что Христорождественский храм в Юркино является первым бесстолпным храмом. В любом случае по сложности исполнения кладки и устроения свода он на протяжении многих лет приковывает к себе внимание архитекторов и историков. У храма очень интересный крещатый свод, благодаря которому внутреннее пространство производит ощущение легкости. Когда заходишь через низкий притвор с западной стороны, испытываешь ощущение приятного спокойствия и уюта. Делаешь три шага и сквозь низкий арочный проем уже видишь часть храма. А еще три шага спустя оказываешься в самом проеме и поражаешься тому, как храм раскрывается и устремляется вверх. Такой эффект достигается именно благодаря особому строению свода. 15 августа 2010 года была совершена первая Божественная литургия с момента закрытия храма. А 22 августа в Христорождественском храме отмечалось 25-летие с момента возобновления приходской жизни.