В Пушкинском районе вместо старой биостанции появится фауна-парк
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]
Клуб любителей ездовых собак «Северный ветер» на минувшей премии «Наше Подмосковье» был весьма активным участником. Четыре человека, подавая заявки в разные номинации, указали как свою инициативную группу именно его. Все проекты, так или иначе, касались ездовых собак и развития этого вида спорта на территории региона. В итоге два из них получили третью премию: за создание туристических и спортивных трасс, пригодных для работы с упряжкой, и за организацию центра по подготовке молодежи к службе в арктических войсках. Все это – части одного большого плана по возрождению и преобразованию заброшенной пушкинской Биостанции, рассказал «Нашему Подмосковью» главный идеолог всего проекта, заводчик хаски, спортсмен Виктор Помелов.
От собаки до бесконечности
- У меня сейчас собак мало, возраст уже не тот, - Виктор Помелов пропускает на свой участок. Вольеры тянутся вдоль почти всего забора. На глаз так сразу не определишь, сколько сосредоточенных морд одновременно повернулось в твою сторону. Учитывая фирменный взгляд хаски, чувствуешь себя как на допросе.
- А мало – это сколько?
- Всего 25, - видя наше удивление, спортсмен ухмыляется. Для него это мелочи. В былые времена и 40 держал. – Все тренированные. Любую хоть сейчас бери и ставь в упряжку.
Ездовыми собаками Виктор Ильич плотно увлекся в 90-х. Взялся разводить, организовал один из первых в стране питомников хаски под названием «Северный ветер». Набрал окрестных детей, обучал их езде на упряжке. Сам бывал на соревнованиях и ходил в арктические экспедиции. До Северного полюса, правда, так и не добрался. В общем, жил интересно и по-своему. Сейчас ему 70. Он завязал с инженерией и все силы направил на развитие спорта и тренировку собак. К нему регулярно обращаются турфирмы и школы, просят пустить экскурсантов на территорию питомника. Отказывает. На участке толпой не развернешься и всего не увидишь. Чтобы красиво показать собак, нужна другая территория, другие вольеры.
Именно так и появилась идея создать в Пушкинском районе большой центр, где люди могли бы не только полюбоваться на популярную сегодня породу, но и всерьез заняться тренировками.
- Тут же, рядом с собаками, будут жить волки, - рассказал Виктор. – У меня есть знакомая, которая занимается с ними, ее зовут Валентина Гвоздева, мы вместе продвигаем эту идею. Еще хотим создать на этой базе центр по реабилитации диких животных. Главная мечта - организовать настоящую, большую всероссийскую гонку. В Пушкинском районе это удобно. Близко от столицы. Меня вот недавно пригласили на гонку на Камчатке, но кто же мне и собакам оплатит дорогу туда? Нет, нам нужна гонка в центральной части России. Причем не хуже, чем американская.
Позабыт, позаброшен
К месту, которое Виктор Помелов присмотрел для исполнения своей мечты, приходится идти через лес. Когда-то Биостанция в Пушкинском районе была оживленным местом. Студенты одного из педагогических вузов приезжали сюда на практику.
- Я это место знаю уже 61 год, - рассказал «НП» инициатор проекта. – Рядом был пионерлагерь, куда я в детстве постоянно приезжал. И мы сюда ходили насекомых изучать, коконы разные собирали. Сам-то я московский. Жена – пушкинская, и я после свадьбы переехал сюда, в дом ее родителей. Местность толком не знал. Пошел в лес на лыжах и уткнулся в это здание. Мозаика сложилась. Понял, где я нахожусь. А потом все, что с ней происходило, было на моих глазах.
В девяностых Биостанцию забросили. Сейчас от нее и стоящей рядом энергетической подстанции остались одни стены. Рядом со зданием – следы чьей-то пейнтбольной тренировки. Прежде чем предложить кому-то взяться за восстановление и реорганизацию, Виктор Ильич всю прилегающую территорию излазил вдоль и поперек. По его словам, рельеф местности здесь такой, что можно проводить гонки на собачьих упряжках любого уровня.
- Здесь можно сделать трассу под международные гонки, - рассказал он. - Спуски, подъемы, перепады высот – все соответствует. Устроить гонки, так на них все съедутся. Для того я и борюсь за это место, чтобы можно было делать красивые вещи международного уровня. Три года назад я написал письмо губернатору. Здесь собрался консилиум. Сделали выписку из кадастра, узнали, чья земля. Позвали представителей института, которому Биостанция принадлежала. Пришел ответ: «Территория на балансе не значится». Вот и думай, чья она на самом деле. А по факту – 15 лет стоит заброшенной.
Всех позвали, ждем
Долгое время ответа и поддержки от местных властей не было. После того как в районе сменилось руководство, удалось найти какое-то понимание. Сейчас администрация помогает формировать концепцию по развитию на территории района. Но пока без привязки к земельному участку. Чтобы полноценно взяться за проект и привлекать к нему инвесторов, нужна финансовая модель. Вырабатывать ее для создания экопарка также будут совместно.
А пока активисты привлекли к делу общественность. Петицию за восстановление Биостанции в интернете подписали почти 280 человек. Всего хотят собрать 500 подписей.
- Ребята, я не вечный. Хочу передать свои знания и умения другим, пока хватает сил и здоровья, - говорит Виктор Помелов. – Я и на Север сейчас в силу возраста не хожу. И собак больше, чем есть, не завожу. Но мне хватит связей и знаний, чтобы сделать здесь большой питомник северных собак разных пород. Потому что это – наша культура и традиции. На собачьих упряжках люди в том числе изучали материк. Это нужно знать.