Первыми были не Юсуповы: потомок дворянской семьи рассказал об утраченных родовых имениях в Подмосковье

Эксклюзив
Общество
из личного архива Алексиса Родзянко

Фото: [из личного архива Алексиса Родзянко]

Алексис Родзянко – финансовый гуру, президент Американской торговой палаты в России, азартный игрок в поло, представитель одного из старейших дворянских родов Российской империи. История его семьи тесно связана с Московской областью. Сразу несколько крупных имений, расположенных в Подмосковье, когда-то принадлежали его прадедам. Почему в свое время предки Алексиса продали усадьбу «Архангельское» Юсуповым, кем финансист приходится Льву Толстому и не собирается ли он попробовать восстановить родовые имения – эти и другие подробности Родзянко рассказал нашему корреспонденту.

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Алексис Родзянко родился и вырос в США. По его словам, он всегда ощущал себя в Штатах немного чужим и с юного возраста начал интересоваться историей своей семьи и российскими корнями.

– Мой дед эмигрировал из России во время Гражданской войны. Он и четверо его детей освоились в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Отец родился уже в эмиграции, – рассказывает Алексис. – У семьи матери история похожая. Ее родные бежали из России в Прибалтику. Мама и папа потом познакомились в Мюнхене уже после Второй мировой войны, а в 1949 году эмигрировали в Со­единенные Штаты, где через два года я и родился.

Первым языком для Родзянко был русский, на нем говорили в семье, английский он учил уже в школе, поэтому к окончанию университета в совершенстве владел и тем и другим. Это позволило ему стать успешным переводчиком.

– Так я впервые и попал в Россию. В 1974 году, в 23 года. Приехал в качестве переводчика с делегацией мелиораторов из США.

ИМЕНИЯ ПРЕДКОВ

Уже более 20 лет Алексис Родзянко практически постоянно живет и работает в России. Часто наведывается и в имения, которые принадлежали предкам. В регионе их несколько. Самое известное – усадьба «Архангельское».

– Голицыны, которые в свое время владели этой усадьбой, также являются моими предками. Но в начале XIX века им пришлось продать дом Юсуповым. Семья переехала в соседнее имение в Николо-Урюпино, но оттуда их выгнали после революции представители новой власти. Удивительно, но в коллекцию музея-усадьбы даже попали некоторые вещи моей семьи. Например, портреты и письма, написанные в детские годы моим дедом своей бабушке. Мне давали их читать управляющие усадьбы.

Если «Архангельское» сейчас находится в отличном состоянии и регулярно принимает толпы туристов, то имение в Николо-Урюпино только готовится к реконструкции.

– В этом имении родилась моя прабабушка. Там сохранилось два дома. Их сейчас законсервировали и готовят к ремонту, – пояснил Алексис.

Есть в Московской области и третье родовое гнездо Родзянко. Это имение «Подъячево» в Дмитровском городском округе.

– Этот дом принадлежал моей прабабушке по отцу, которая в девичестве носила фамилию Олсуфьева. Кстати, ее брат очень дружил с писателем Львом Толстым. Они познакомились еще во время Крымской кампании, в которой оба принимали участие. Толстой часто приезжал в это имение погостить и даже написал некоторые свои известные произведения именно там, – рассказывает Родзянко. – Дом очень красивый. Церковь в имении уже восстановили. Сам дом сейчас законсервировали и очистили от бурьяна.

РОДСТВО С ГЕНИЕМ

Кстати, связь Родзянко и Толстых не заканчивается дружбой писателя с прадедушкой Алексиса. Спустя годы случилось так, что две дворянские семьи породнились.

– Моя тетя Оля, родная сестра отца, вышла замуж за внука Льва Толстого Владимира. Поэтому Толстые тоже мои родственники. Но, к сожалению, у меня нет каких-то семейных реликвий, связанных с нашими ро­дами.

БЕЗ ВОЗВРАТА

Сегодня Алексис иногда бывает в бывших имениях своей семьи. По его словам, ему до сих пор удивительно осознавать свою причастность к усадьбам с такой историей.

– Помню, что в «Архангельское» впервые попал в 20 с небольшим лет, тогда еще не знал, что здесь сохранились какие-то семейные реликвии, но смотрел на портреты и даже находил какое-то родство.

Несмотря на это, Родзянко считает, что думать о возвращении утраченных имений не стоит.

– У моего деда было семеро детей. У этих детей порядка 50 детей, а у них уже около 250 детей. У меня самого шестеро детей и уже 17 внуков! И как это теперь делить на всех? – смеясь, рассуждает Алексис. – К тому же все это безвозмездное пользование обойдется в миллионы долларов, причем восстанавливать необходимо в соответствии со строгим регламентом.

Факт

Одним из самых известных представителей рода Родзянко является прадед Алексиса Михаил Владимирович Родзянко. С1911 по 1917 год он возглавлял Государственную Думу. В годы Гражданской войны эмигрировал на Балканы, где и скончался в 1924 году. Похоронен в Белграде.

Кстати

У семьи Родзянко есть свой фамильный герб. Он представляет собой щит, на котором изображено красное сердце, пронзенное крестообразно саблей и стрелой.