Депутат Госдумы выселяет многодетную семью, захватившую часть усадьбы в Балашихе
Фото: [Юлия Федотова/Подмосковье Сегодня]
В Балашихе полным ходом идет реставрация старинной усадьбы Долгоруковых-Разумовских. В скором времени здесь будет парково-музейный заповедник. Но ремонт нескольких строений тормозит одно интересное обстоятельство. На территории памятника архитектуры бывший многодетный заместитель главного врача располагавшегося некогда здесь санатория «Красная роза» устроил семейное гнездо.
Девять человек пытаются теперь доказать новому собственнику, что они тоже имеют права на часть усадьбы Горенки. Жилье они обустроили в старых графских постройках еще в 90-е годы прошлого века. И давно считают дома уже своими. Документы у них также имеются. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту незаконного выселения семьи Спивак из флигеля усадьбы Горенки в Балашихе.
СКЕЛЕТ НА КРЫШЕ
Усадьба Горенки расположена на шоссе Энтузиастов в Балашихе на самом въезде из Москвы. Когда-то это было имение князей Долгоруких и Разумовских. Но в послевоенные годы правительство СССР организовало в нем туберкулезный санаторий «Красная роза».
Санаторий, где, кстати, использовались передовые методы лечения туберкулеза, функционировал до 2019 года. Некоторое время усадьба пустовала, а в январе 2022-го была продана частной компании под обустройство музея. Однако оказалось, что продали не совсем пустой объект. В двух флигелях усадьбы проживает многочисленная семья Спивак. Только в одном из них прописаны девять человек, трое из которых – несовершеннолетние дети.
От величественного двухэтажного особняка веет благородной стариной. Слева от дома расположена теплица, справа – ангар, перед которым небольшое футбольное поле. Проходим мимо приземистого одноэтажного здания из красного кирпича – это бывшая кордегардия, где в XIX веке сидели охранники усадьбы. Сейчас помещение Спиваками используется как ремонтная мастерская.
Фото: [Владимир Спивак с ностальгией вспоминает прошлое.]
«Когда я сюда пришел и начал разбираться, то все было в запущенном, разрушенном состоянии. На крыше кордегардии я нашел человеческий скелет. Во флигеле протекала крыша, отсутствовали перекрытия. Все пришлось капитально ремонтировать», – отмечает хозяин этого небольшого имения в имении Владимир Спивак.
Входим в дом и ахаем от восхищения. Даже в своем современном состоянии внутреннее убранство дышит историей. Величественные арки, балюстрады, лестница на второй этаж. Хозяин ведет нас в подвал, который по своему масштабу тянет на отдельный дом. Тут расположены баня, зал собраний, музейная комната с огромным портретом Карла Маркса (сначала показалось, что это портрет самого Спивака – настолько похож) и старинным зеркалом. Но главная достопримечательность подвала – винный погреб. Владимир занимается виноделием. Не на продажу – в качестве хобби.
«Сколько я вложил в этот дом? Не считал, честно. Я душу сюда вложил. А как можно оценить душу? Видите эти ниши, где сложены бутылки? Это казы. Я детям завещал – после моей смерти будете здесь жить и пить вино, берите бутылки, но как только каза опустеет, снова наполните», – наливая себе из бочки бокал молодого саперави, говорит Владимир Спивак.
ВЛЮБИЛСЯ В ГОРЕНКИ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Фото: [Шикарное убранство флигеля]
Он родился в Молдавии и еще юношей переехал по комсомольской путевке в Республику Коми АССР. Да так в России и остался. Начинал простым автослесарем, а в итоге, как говорит, стал советником главы республики Юрия Спиридонова. В Москву попал в 1996 году вместе со своим боссом, получившим депутатский мандат Совета Федерации РФ.
«У меня тогда было 20 орловских рысаков и я искал место, где их держать. Казаки из Салтыковки мне рассказали об усадьбе Горенки, где был туберкулезный санаторий на грани закрытия. Атаман привез меня сюда и сказал, что вот бы все здесь восстановить. Я с первого взгляда влюбился в это место», – вспоминает Владимир Спивак.
Лошадей своих, кстати, ему перевезти сюда не удалось. Они находились в Молдавии и слишком много согласований у него потребовали, чтобы пересечь табуну границу. Но зато у Спивака родился проект преобразования Горенок в казачью станицу под флагом Союза кузнецов России. Тоже не получилось – в тот страшный 1996 год скоропостижно умерли и местный казачий атаман, и известный кузнец из Балашихи Юрий Зимин. Проект умер вместе с ними. Но Спивак уже, как говорит, «тяжело болел» Горенками.
Фото: [В этом ангаре, когда-то жили овцы, коровы и лошади.]
По его словам, он пришел к главному врачу санатория Евгению Перецманасу и предложил свои идеи по выводу учреждения и всей его территории на новый уровень.
«Тот загорелся и предложил в ответ занять должность его заместителя по экономическим вопросам. Я тогда пожал плечами, мол, уйти из Совета Федерации в загибающийся санаторий? Какое падение вниз. Но мне нужен был статус, и я согласился», – отмечает Спивак.
Он рассказывает, как привлек по взаимозачету ресурсы Газпрома, как на них провел в учреждении капитальный ремонт, решил проблему с питанием пациентов. Отремонтировал флигели – когда-то в них жили сотрудники санатория, но в 70-х годах их расселили. 20 лет помещения пустовали и разрушались.
ГАЗПРОМ, ОВЦЫ И УВОЛЬНЕНИЕ
А в один флигель, восточный, Спивак вселился с женой и своими семерыми детьми. Потом там родятся еще трое его наследников.
«Если честно, я свой флигель начал восстанавливать еще до того, как получил должность в санатории. Меня родственники пытались отговорить, мол, ты дурак – деньги вложишь, а у тебя это все отберут, это же формально не твое. Ну, дурак, что ж», – пожимает плечами Спивак.
В 1999 году он заключил договор соцнайма на этот флигель. Описывает, какое большое хозяйство вокруг него развил – теплица, фруктовый сад, сотня овец, 17 дойных коров, лошади элитных пород. Животные паслись в санаторном парке, но, по словам Владимира, это «никому особо не мешало», а молоком он якобы снабжал не только санаторий, но и окрестные детские сады.
«Дело вообще пошло хорошо, в санаторий словно вдохнули новую жизнь, он задышал, стал развиваться. Мы с главврачом доходы делили пополам, но в 2007 году он понял, что делиться больше не хочет, и уволил меня по статье за прогулы. Хотя я в кабинете никогда и не сидел», – констатирует Владимир.
Евгений Перецманас не только уволил своего зама, но и подал иск в суд о его выселении с семьей из служебного жилья – этого самого восточного флигеля. Но за три года до этого Спиваки смогли через суд прописаться в нем, в качестве доказательства используя домовые книги санатория. И флигель получил тогда официальный статус жилого дома, но не служебного жилья. Поэтому суд главврачу в его требованиях отказал.
РАНО РАДОВАТЬСЯ!
Меж тем эпопея с флигелем продолжалась. В 2009 году уже не санаторий, а Министерство культуры Московской области подало в суд на выселение Спиваков. На основании того, что тот самый договор соцнайма от 1999 года был заключен незаконно – по старому охранному обязательству объекта культурного наследия флигель запрещено было использовать в качестве жилого помещения.
Однако у семьи были к этому моменту уже и документы, свидетельствующие о том, что дом стал жилым и что санаторий может использовать флигель под жилье. И уже Минкульт проигрывает дело в судах всех инстанций.
В 2018 году Спиваки узнают, что в появившемся после 2004 года (когда они прописывались) ЕГРН их флигель снова фигурирует в качестве нежилого помещения. Они подали заявление в МФЦ, и в ЕГРН была внесена запись, что дом жилой, что семья проживает законно на основании договора соцнайма.
«Вот тогда я и вздохнул спокойно – теперь мы защищены, теперь никто не имеет права моих детей выселить из этого дома. Дети хотели приватизировать флигель, чтобы уж гарантия защищенности была стопроцентной. Мы подавали на приватизацию, но суд нам отказал», – говорит Владимир.
Фото: [Суд отказал Спивакам в приватизации флигеля]
Оказалось, вздыхать спокойно рано. В 2019 году санаторий перевели из усадьбы Горенки, а спустя два года территорию вместе со всеми объектами культурного наследия, в том числе и флигелем, где живут Спиваки, выставили на продажу. Флигель, кстати, по словам Владимира, фигурировал тогда в документах как жилой дом. В январе 2022 года состоялся аукцион и 60 га усадьбы вместе со строениями отошли победителю – ООО «Старая техника» под обустройство музея. Причем спиваковский флигель на момент продажи уже опять обрел статус нежилого строения.
Ну, как и следовало ожидать, новый владелец подал иск в Балашихинский суд на Спиваков об изъятии из чужого незаконного пользования объекта недвижимости и снятии с регистрационного учета всех членов семьи.
ДОМИК ДЛЯ СВОИХ
Владимир повел нас на экскурсию по усадьбе, которую когда-то считал своей. Мы идем напрямик по лугу с высохшей прошлогодней травой, мимо озерца с названием Блюдечко, вокруг которого торчат пни от спиленных вековых деревьев. По словам Спивака, началось «благоустройство» территории. Мимо еще одной кордегардии, где Спивак устроил домовую церковь. Мимо западного флигеля, стоящего с заколоченными окнами. Спивак говорит, что он заселил туда две семьи. Ну, как он – договор соцнайма люди заключали с санаторием. По словам Спивака, их выселили по суду еще в 2011 году.
Напротив стоит еще один флигель – явно обитаем. У подъезда припарковано несколько автомобилей такси, рядом прохаживаются их владельцы. Оказалось, это жители второго флигеля.
«Когда-то в этом флигеле жил главврач санатория. А я вселил в него пару дагестанцев. Но дагестанцы, они такие – быстро размножаются. Вот сколько их сейчас стало», – показывает на толпу Спивак.
Один из местных теперь жильцов – 29-летний Магомед Гитинамагомедов. Договор найма с санаторием заключал в 2004 году его отец. Другая жительница – Татьяна Гуйван. Договор заключал ее покойный муж – племянник Владимира Спивака. По словам многочисленных жителей усадьбы, превращенной в многоквартирный дом, они сами ремонтировали свои жилища.
«У всех нас не только договоры соцнайма, а еще есть и инвестиционные договоры. Мы восстанавливаем помещение и используем, а в случае расторжения договора нам возвращают наши затраты. Эти договоры были согласованы региональным Минимущества. Но с кого теперь спросишь? Санатория нет, а в министерстве другие люди», – пожимает плечами Спивак.
Фото: [Около заселенного флигеля всегда многолюдно]
Мы идем дальше по дугообразной аллее к главному усадебному дому. Оттуда слышен визг болгарок и стук перфораторов. Попросили рабочих впустить нас внутрь, чтобы хоть одним глазком посмотреть.
«Вот тут была общая столовая. А тут – офицерская. Ничего старого не осталось. Только двери, зеркало, колонны, лепнина. Люстры новые и вся мебель другая», – описывает Спивак, проходя по помещениям.
Здание уже ничем не выдает присутствие здесь некогда санатория, которым оно было более 50 лет. Сейчас это уже настоящий музей. Старинная мебель, ковровые дорожки, искусный резной буфет, стулья с гнутыми ножками, картины, развешанные по стенам, стенды с фотографиями.
«Нет, усадьбу он восстановит, опыт есть – он уже восстановил несколько объектов культурного наследия. (Он – это новый хозяин, владелец ООО «Старая техника» депутат Госдумы Вячеслав Фомичев.) Я ведь только за! Я хотел бы жить в мире и дружбе, готов усадьбу вином обеспечивать. Но новый собственник не хочет со мной даже встречаться», – выходя из главного дома, произносит Спивак.
БУДЕТ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
Как сообщил СК РФ, по факту выселения всех обитателей усадьбы Горенки семья Спиваков направила обращение к главе ведомства Александру Бастрыкину. 10 апреля 2023 года было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
«Провели рабочую встречу с администрацией г.о. Балашиха, многодетная семья планирует обратиться с заявлением для постановки на учет по вопросу обеспечения жильем для переселения. Так как ранее они даже и не обращались никуда. Пока им не будет предложен вариант жилья, их не переселят на улицу», – сообщила «Подмосковье сегодня» помощник руководителя СК РФ по Московской области Анна Тертичная.
В самой же администрации Балашихи отметили, что хоть они и не привлечены к участию в судебном деле о выселении Спиваков, городские власти «выражают готовность оказать помощь в рамках действующих правовых норм по разъяснению правовых механизмов решения жилищных вопросов семьи». Пока что только по разъяснению.
Тяжбы между тем продолжаются. Спиваки подали иск в суд, опротестовывая решение Росреестра по Московской области об изменении статуса флигеля, в котором проживают – с жилого на нежилой. Первые две инстанции отказали в требованиях, но Кассационный суд удовлетворил их жалобу и вернул дело в первую инстанцию.
Что касается позиции нового владельца Горенок – Вячеслава Фомичева, то она однозначна: музею быть, и на территории памятника архитектуры, каковым является усадьба Горенки, не может и не должен никто жить.
«Горенки будут усадебным музейным комплексом, заповедником. В главном доме уже открыты для туристов три экспозиции. Мы добились охранного обязательства не только на строения, но и на парковые зоны и лесные участки вокруг. То есть никакой застройки там быть не может. Наоборот, мы очистим и углубим пруд Блюдечко, приведем в порядок парк. Осталось только выселить людей, которые там живут незаконно. Думаю, это удастся, но тяжбы будут длиться еще год как минимум. Эти люди будущему музейному комплексу никак не нужны», – отмечает Вячеслав Фомичев.
Кстати, по его словам, он был не в курсе, что вековые липы на озере спилили. Сделано это было не по его распоряжению.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Неожиданный поворот – сегодня, 14 апреля, когда материал был готов к публикации, Владимир Спивак сообщил «Подмосковье сегодня», что ему позвонили приставы и известили, что приедут с исполнительным листом освобождать флигель от жильцов.