«Год ищу мужа»: украинцы просят у российских волонтеров помощи в поиске пропавших без вести солдат ВСУ

Общество
Станислав Красильников/ТАСС

Фото: [Станислав Красильников/ТАСС]

На полях сражений исчезает множество солдат. Часть из них впоследствии находится в плену или в госпиталях, но судьба некоторых так и остается неизвестной. Родственники пропавших солдат ВСУ в последней надежде обращаются к российским волонтерам за информационной помощью.

ВСЕ МЫ ЛЮДИ, НУЖНО ПОМОГАТЬ

26-летний житель города Шостка Сумской области Максим Кривущенко после окончания медицинского института решил связать свою жизнь с украинской армией. Он поступил на службу врачом в одну из воинских частей.

«Когда начались военные действия, то часть стали отправлять в разные точки. А 7 мая их перебросили в Донецкую область, в район поселения Ямполь. Об этом Максим сообщил, когда звонил мне 9 мая. После этого связь с ним исчезла», — рассказывает жена пропавшего Яна Левченко.

В тревоге Яна принялась обращаться во все возможные ведомства. В Национальном информационном бюро (это украинский аналог Информационного центра Минобороны РФ) ей сообщили, что муж находится в плену, но это не точные сведения. Ничего определенного, по словам жены, не ответил и Международный Красный Крест.

«Куда я только ни обращалась, нигде нет помощи, к сожалению. Господи, он медик, его цель –спасать людей, и не важно, из Украины или из России, нужно бы было, он бы всем помог. Подумать только, ровно год и 28 дней, как ничего не известно, мы даже не знаем, жив ли он», — сокрушается Яна.

В социальных сетях девушка узнала, что в России есть волонтерская организация, помогающая в поисках военнослужащих ВСУ – ПСО «Сармат». Она отправила туда свою заявку.

«Сейчас статус Максима уточняется. По одним данным, он числится пропавшим без вести, по другим — в плену. Я очень надеюсь, что муж жив, и благодарю „Сармат“ за помощь. Считаю, что так и нужно, у людей горе, и нужно помогать, все мы люди», — отмечает Яна.

ВОДИТЕЛЬ ЭВАКУАТОРА

43-летний Анатолий Березенко работал водителем эвакуатора. Когда началась СВО, мужчину мобилизовали.

«Уходил на фронт муж с мыслями, что мы победим и он скоро вернется. Но 28 мая 2022 года он пропал в Попаснянском районе Луганской области. Я бы туда поехала и сама бы там его искала везде. Но доступа на эту территорию для нас нет», — говорит супруга пропавшего Свитлана.

Она также обращалась в различные украинские ведомства, но точной информации о муже ей найти не удалось. Свитлана общалась с родственниками других пропавших без вести солдат ВСУ в чатах, и там ей подсказали, что можно обратиться за помощью в российский ПСО «Сармат». Сейчас волонтеры отряда уточняют статус Анатолия Березенко.

АЗОВЦЫ* ВЗЯЛИ В ЗАЛОЖНИКИ?

А у 56-летнего пропавшего без вести жителя Мариуполя Владислава Товтина вообще непонятно, какой изначально был статус.

«Муж работал на частную фирму, подрядчика завода „Азовсталь“. Он вывозил шлак с предприятия. Когда начался штурм „Азовстали“, он оказался там. Звонил мне в конце марта, сказал, что азовцы удерживают его и многих других в подвалах завода. Что ему разрешили выйти на 10 минут, чтоб созвониться с родными и сказать, что у них все хорошо», — переживает жена пропавшего Ольга Товтина.

По словам женщины, она слышала от знакомых, что в феврале 2022 года всех водителей на «Азовстали» вытаскивали из машин под дулом автоматов, вплоть до того, что заставляли людей брать автоматы, якобы вступать в ряды «Азова» и ВСУ. Но что точно произошло с ее мужем, так до сих пор и не известно.

«В мае я с детьми эвакуировалась из Мариуполя. В июле вернулась. Начала искать мужа, клеила везде объявления. На территорию завода до сих пор не пускают — там руины. Самое непонятное, что телефон мужа до сих пор включен. Гудки идут, но трубку никто не берет», — волнуется Ольга.

Она также надеется, что ее муж жив и находится в плену. Ольга узнала о ПСО «Сармат» и отправила туда заявку на поиск. Пока что остается только ждать.

ЗАЯВКИ ТОЛЬКО НА РУССКОМ

«Наш отряд занимается поисками пропавших солдат армии РФ и гражданских с новых территорий. Но также очень много и обращений с украинской стороны. Там люди тоже ищут пропавших без вести родственников», — говорит начальник ПСО «Сармат» Олег Тютякин.

По его словам, если имеется возможность помочь, то почему бы и не помочь? Главное условие для украинцев – оставлять заявки на русском языке. Хотя, по его словам, обращений так много, что волонтеры «Сармата» уже начали понимать мову.

Отряд «Сармат» заключил соглашение с Управлением по социальной поддержке военнослужащих в отставке и патриотическому воспитанию (УС ПВО ПВ) при Главе ДНР, получил лицензию от Министерства обороны РФ.

«Мы сразу предупреждаем украинцев, что даем информацию из открытых источников. Большинство наших сайтов у них заблокированы. Хотя они могли бы получить там необходимую информацию», — объясняет Тютякин.

Пока что ПСО «Сармат» остается последней надеждой для родственников пропавших солдат с обеих сторон военного конфликта, когда все другие средства получения информации уже исчерпаны. Олег Тютякин советует родственникам военных, которые не выходят на связь, прежде всего не паниковать и доверять только официальной информации.

*Батальон «Азов» – запрещенная на территории России организация