Покататься на дрезине и встретить поезд в сказку: зачем нужно ехать в клинский музей «Станция Дачная»

Культура и спорт
Павел Попов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Павел Попов/Подмосковье Сегодня]

Найти музей «Станция Дачная» в селе Борщево среди других дач – настоящий квест: ярких вывесок или примечательной архитектуры у него нет. Ориентироваться нужно по красному реющему флагу на заборе. Создатель этой необычной локации Сергей Агрба недавно получил грант от губернатора на развитие своего проекта. Рассказываем, как дачное дело превратилось в бесплатный музей и как оно преобразится в ближайшее время.

ПОДАРОК ИЗ ВЕНГРИИ

Во дворе возле припаркованного раритетного такси «Москвич-401» нас встречает создатель музея – актер Сергей Агрба. Три года назад жителю Остоженки стало тесно в столице, и он перебрался в Борщево на свою фамильную дачу, доставшуюся ему от деда. Еще раньше Сергей открыл здесь камерный музей, посвященный советской даче. Уж больно много накопилось экспонатов, по которым можно было рассказать историю нашей страны, мигрирующей каждое лето на свои заветные «шесть соток». Часть предметов – фамильные закрома Агрбы, другие вещи – реквизит фотографов, использовавших дом для ретросъемок.

В небольшом домике на 20 кв. м скопилась «память» тех, кто вырос в СССР. На веревке сушится хлопковое белье – производство Ивановской текстильной фабрики, рядом – коллекция велосипедов. Самый старый – немецкий трофейный 1911 года. Еще один мелкосерийный с дамской рамой был сделан в конце 40-х на заводе им. Фрунзе. Этот винтажный эксклюзив Сергей обменял у местного гастарбайтера.

– Отдал ему свой «Аист» (модель велосипеда. – Прим. ред.), – поясняет он. – Здесь нет ничего купленного. Каждая вещь с историей, за которую я борюсь, ищу и сохраняю.

На столе – пишущая машинка, на полу – детские игрушки. Массивные ЗИЛы не похожи на китайскую пластмассу и, возможно, поэтому больше всего восхищают юных гостей. Одна из самых ценных – электрическая железная дорога 1955 года, которую дед Сергея привез в подарок из социалистической Венгрии.

– Играть в нее запрещалось. Только на Новый год он раскладывал мне ее под елкой. Тогда казалось, что этот поезд едет в сказку, – вспоминает Сергей.

ТРОЛЛЕЙБУС НА МИЛЛИОН

Настоящее богатство – целый парк дрезин. Тут и ручная, и велодрезина, и эксклюзивная моторная. Последний экспонат – середины прошлого века – единственный оставшийся в Подмосковье. Эта дрезина и сейчас на ходу – тарахтит, фырчит, но ездит по узкоколейке, проложенной прямо по дачному двору, будь здоров.

В стеклянном шкафчике, закрывающемся на ключ, коллекция советского транспорта в миниатюре. Каждый из игрушечных троллейбусов и автобусов – раритетная, штучная модель. Любовь к советскому транспорту у Сергея из детства.

– Мой дядя работал водителем троллейбуса, – рассказывает Сергей. – Когда я был маленьким, он брал меня с собой на маршрут по Садовому кольцу, рассказывал об истории Москвы, разрешал объявлять остановки, закрывать и открывать двери.

На полученную губернаторскую премию в 1 млн руб. Сергей хочет приобрести списанный троллейбус, чтобы разместить в нем все модели ретротранспорта.