Премьера спектакля «Птица Феликс» прошла в усадьбе «Архангельское»

Культура и спорт
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

Мы побывали на пресс-показе и готовы рассказать об уникальной постановке, мистическом театре и, конечно, о том, как инопланетянин из блокбастера Бондарчука воплотил образ одной из самых ярких исторических личностей России XIX-XX веков.

ДЛЯ УНИКАЛЬНОГО ТЕАТРА

В театре Гонзага прохладно, зрители кутаются в ожидании премьеры, кажется, еще немного, и изо рта пойдет пар. Даром что на улице теплый весенний день. Старинный театр не потерпит капитального ремонта, провести отопление – задача практически невыполнимая. Зато в таком месте невозможно не ощутить особую атмосферу: торжественно возвышаются мраморные колонны, музыкально поскрипывают древние половицы, манит сцена, проникнутая мистическим очарованием, неразрывно связанным с фамилией Юсуповых. Здесь каждая деталь буквально дышит стариной. Театр Гонзага – уникальное пространство, объединяющее в себе исторический музей и полноценный храм искусства.

Нынче здесь премьера, пожалуй, столь же уникального, как и сам театр, проекта – спектакля «Птица Феликс». Созданная по заказу правительства Московской области специально для театра Гонзага, пьеса воплотилась благодаря автору идеи и художнику Павлу Каплевичу, режиссеру Игорю Миркурбанову, Михаилу Чевеги – автору поэтического текста, основанного на мемуарах и личных архивах семьи Юсуповых, а также советнику губернатора по культуре Нармин Ширалиевой. Именно ее исторические комментарии сопровождают спектакль, проводя зрителей сквозь драматичную и загадочную историю блестящей семьи. Ну и конечно, спектакль невозможно представить без действующих лиц: Игорь Миркурбанов и Роза Хайруллина воплотили несколько ярких образов, среди которых такие личности, как Пушкин и Распутин, а Риналь Мухаметов исполнил главную роль – Феликса Юсупова – последнего представителя знаменитого рода.


СПИРИТИЧЕСКИЙ СЕАНС

Свет гаснет, зрители уже слышат размеренную, идеально поставленную речь героя Игоря Миркурбанова, а занавес все еще практически полностью скрывает сцену. Он поднимается так медленно, так нехотя приоткрывая действо, что кажется, будто создатели спектакля с великой осторожностью готовятся пустить публику в жизнь Юсуповых, позволяя ей лишь слегка подглядеть за героями.

Сценография спектакля заслуживает отдельного упоминания, напрашиваются эпитеты вроде: экспериментальная, необычная, завораживающая. Причудливая игра света, музыка, вводящая в транс, полотна, обрамляющие действо, на которых то и дело оживают картины: фотографии и историческая хроника. Все это затягивает зрителя практически в спиритический сеанс, словно вот-вот дух самого Феликса Юсупова покажется на сцене.

Сюжет отражает ключевые события в жизни Феликса Юсупова. В первую очередь это трагическая кончина старшего брата, который, по версии авторов постановки, приносит себя в жертву во время дуэли, чтобы огородить Феликса от семейного проклятия. Эмоциональная игра Риналя Мухаметова в этих сценах пробирает до мурашек. Затем еще одна страшная дуэль, на которой погибает Александр Пушкин: неожиданно, но весьма ярко воплощенный Розой Хайруллиной. Заключительная сцена посвящена убийству Григория Распутина, совершенному самим Феликсом. Здесь во всей красе раскрывается Игорь Миркурбанов – его Распутин завораживает и пугает, вызывая жалость и отвращение.

«Птицу Феликс» нельзя назвать спектаклем в привычном смысле этого слова. Это, скорее, ожившая глава из биографии Юсуповых, где сухие факты разбавляют сюрреалистические эпизоды, а реальная история перетекает в авторские домыслы. Что здесь точно выше всяких похвал, так это информативная часть: за полтора часа даже самый малообразованный по этой части зритель глубоко проникается историей уникальной семьи.

Поделиться