личный кабинет
Мобильные приложения
17 июля 2018 13:03:57
Культура

С Верой в будущее: поэт Полозкова – о стыдных текстах и рэпере Оксимироне

13:05, 30 августа 2017

Тридцать первого августа традиционно отмечается день памяти Марины Цветаевой – знаковой фигуры поэзии Серебряного века. Однако не классиками едиными - сегодня в России подрастают новые «современные Цветаевы». Например – популярная поэтесса Вера Полозкова, с ней корреспондент «Подмосковье сегодня» Анастасия Федорова и пообщалась - о поэзии, поэтах и любви.

- Вы повзрослели, стали мамой, ваши стихи тоже поменялись. Но у многих вы все равно ассоциируетесь с довольно дерзкой и драматичной лирикой. Вы обращали внимание на эту перемену?

- Да, это странно иногда – из нового опыта читать свои прежние тексты, в которых уже трудно узнать себя, как на старых фотографиях. Мне пишут смешные комментарии: «Кому вы теперь можете быть интересны, если счастливы?» Но это более чем естественно, что книги растут и меняются вместе с авторами. Я точно больше не консультант по неразделенной любви, каковым меня еще многие хотят помнить, но я, наконец, умею много другого, важного. И радуюсь этому.

-  Ваши стихотворения вам как-то помогали в личной жизни или, наоборот, обижали адресата?

-  Некоторые из моих адресатов до сих пор не знают, что о них есть какие-то стихи. Честнее всего будет сказать, что стихи и реальные отношения лежат в не соприкасающихся плоскостях. И лучше никогда не смешивать их.

-  Вам было когда-то стыдно за то, что вы написали?

- Постоянно – все можно было сделать куда лучше: глубже, точнее, увереннее. Некоторые тексты, как вещи, морально устаревают гораздо быстрее, чем успеешь из них вырасти. И все равно – это была учеба, она состоит из проб и ошибок. Я за нее благодарна, даже когда мои самые слабые тексты цитируют, чтобы меня уязвить.

-  Сейчас много поэтов, так же гастролирующих, как вы. Вы видите в них конкуренцию или все-таки коллег, творчество которых вас так же привлекает? Вот вы общаетесь, например, с рэпером Оксимироном – это тоже поэтика в каком-то смысле.

- Оксимирон – стадионный артист, и рэп – принципиально другой жанр. Гастролирующие поэты меня скорее радуют, и трудно представить, что когда-то мне с моими музыкантами говорили: «Вы с ума сошли! Какие стихи? На это никто не придет, мы не можем дать вам такой зал». А теперь это совершенно естественный порядок вещей: приезжает человек и два часа читает стихи со сцены. Мне нравится, что мы потеснили множество стереотипов на эту тему в свое время, и это в определенном смысле многим проторило дорогу. И не тяжело смотреть, как люди пытаются подражать нам, копировать нашу стилистику, но это неизбежно. Талантливое потом прорастет, а эпигонское и пустое отсеется.

-  Какой совет вы бы сейчас дали себе - начинающей поэтессе - от чего бы уберегли?

-  Я сказала бы, что мы не сумма чужих ожиданий и можно надорваться, пытаясь оправдать их все. Я бы попросила себя чуть меньше себя ненавидеть – через годы выяснится, что я не была такой уж страшной, такой уж неудачницей. Я бы попросила себя почаще говорить людям, которые рядом, как я их люблю, потому что многим из них отпущено очень мало. Я бы рассказала, что все мои «навсегда» и «никогда» очень маленькие в масштабе жизни. Я бы поблагодарила себя за то, что так подробно все записывала – теперь благодаря этим дневникам есть способ вернуться в этот воздух.

ВЕРА РЕКОМЕНДУЕТ

Пять с половиной книг о поэтах и поэзии:

Владимир Набоков «Дар»

Сергей Гандлевский «<НРЗБ>»

Марина Цветаева «Искусство при свете совести»

Нина Берберова «Курсив мой»

Линор Горалик «Частные лица»

Эссе Иосифа Бродского «Об одном стихотворении»

Загрузка...
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

вверх