С Верой в будущее: поэт Полозкова – о стыдных текстах и рэпере Оксимироне

Культура и спорт
из личного архива Веры Полозковой

Фото: [из личного архива Веры Полозковой]

Тридцать первого августа традиционно отмечается день памяти Марины Цветаевой – знаковой фигуры поэзии Серебряного века. Однако не классиками едиными - сегодня в России подрастают новые «современные Цветаевы». Например – популярная поэтесса Вера Полозкова, с ней корреспондент «Подмосковье сегодня» Анастасия Федорова и пообщалась - о поэзии, поэтах и любви.

- Вы повзрослели, стали мамой, ваши стихи тоже поменялись. Но у многих вы все равно ассоциируетесь с довольно дерзкой и драматичной лирикой. Вы обращали внимание на эту перемену?

- Да, это странно иногда – из нового опыта читать свои прежние тексты, в которых уже трудно узнать себя, как на старых фотографиях. Мне пишут смешные комментарии: «Кому вы теперь можете быть интересны, если счастливы?» Но это более чем естественно, что книги растут и меняются вместе с авторами. Я точно больше не консультант по неразделенной любви, каковым меня еще многие хотят помнить, но я, наконец, умею много другого, важного. И радуюсь этому.

- Ваши стихотворения вам как-то помогали в личной жизни или, наоборот, обижали адресата?

- Некоторые из моих адресатов до сих пор не знают, что о них есть какие-то стихи. Честнее всего будет сказать, что стихи и реальные отношения лежат в не соприкасающихся плоскостях. И лучше никогда не смешивать их.

- Вам было когда-то стыдно за то, что вы написали?

- Постоянно – все можно было сделать куда лучше: глубже, точнее, увереннее. Некоторые тексты, как вещи, морально устаревают гораздо быстрее, чем успеешь из них вырасти. И все равно – это была учеба, она состоит из проб и ошибок. Я за нее благодарна, даже когда мои самые слабые тексты цитируют, чтобы меня уязвить.

- Сейчас много поэтов, так же гастролирующих, как вы. Вы видите в них конкуренцию или все-таки коллег, творчество которых вас так же привлекает? Вот вы общаетесь, например, с рэпером Оксимироном – это тоже поэтика в каком-то смысле.

- Оксимирон – стадионный артист, и рэп – принципиально другой жанр. Гастролирующие поэты меня скорее радуют, и трудно представить, что когда-то мне с моими музыкантами говорили: «Вы с ума сошли! Какие стихи? На это никто не придет, мы не можем дать вам такой зал». А теперь это совершенно естественный порядок вещей: приезжает человек и два часа читает стихи со сцены. Мне нравится, что мы потеснили множество стереотипов на эту тему в свое время, и это в определенном смысле многим проторило дорогу. И не тяжело смотреть, как люди пытаются подражать нам, копировать нашу стилистику, но это неизбежно. Талантливое потом прорастет, а эпигонское и пустое отсеется.

- Какой совет вы бы сейчас дали себе - начинающей поэтессе - от чего бы уберегли?

- Я сказала бы, что мы не сумма чужих ожиданий и можно надорваться, пытаясь оправдать их все. Я бы попросила себя чуть меньше себя ненавидеть – через годы выяснится, что я не была такой уж страшной, такой уж неудачницей. Я бы попросила себя почаще говорить людям, которые рядом, как я их люблю, потому что многим из них отпущено очень мало. Я бы рассказала, что все мои «навсегда» и «никогда» очень маленькие в масштабе жизни. Я бы поблагодарила себя за то, что так подробно все записывала – теперь благодаря этим дневникам есть способ вернуться в этот воздух.

ВЕРА РЕКОМЕНДУЕТ

Пять с половиной книг о поэтах и поэзии:

Владимир Набоков «Дар»

Сергей Гандлевский «<НРЗБ>»

Марина Цветаева «Искусство при свете совести»

Нина Берберова «Курсив мой»

Линор Горалик «Частные лица»

Эссе Иосифа Бродского «Об одном стихотворении»

Поделиться