Сергей Безруков: «Мы сделали игрушечный мир»
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
Первое знакомство с «Маленьким принцем» у художественного руководителя Московского Губернского театра Сергея Безрукова случилось в 11 лет. Спустя десятилетия он вернется к этому произведению с единственной целью – напомнить взрослым, что «они тоже когда-то были детьми». Заодно самому вернуться в детство – мы там много чего оставили, пишет газета «Подмосковье сегодня».
– Сергей Витальевич, постановка «Маленького принца» для вас не первая. Вы и раньше его читали, но со сцены Концертного зала имени Чайковского.
– Это было давно, и это был не спектакль, а именно прочтение под музыку. Теперь мне захотелось поставить спектакль и задействовать в нем замечательный Губернаторский оркестр. Создать особый, игрушечный мир, пригласить в него детей и самому заглянуть в собственное детство. И я это сделал – соорудил песочницу, которая когда-то была во дворе моего детства. Большой ящик, в который дети должны убирать игрушки, но категорически этого не делают. Самолетик, который любят запускать все мальчишки. И постарался добиться эффекта живого мультика, добавил в спектакль много разных нюансов – от собственной детской фотографии до игрушек. Например, в детстве любил играть в солдатиков, которых у меня было много. И кукольный театр люблю – я вырос на лучших спектаклях Театра имени Образцова, являюсь поклонником творчества Резо Габриадзе. Таким образом, собрал воедино все составляющие, и получилась, мне кажется, нежная сказка про жизнь, интересная взрослым и детям.
– Для взрослых эта постановка – шанс вернуться в собственное детство?
– Вернуться и вспомнить, какими мы были, когда собственный двор и дом воспринимали, как маленькую планету. А для детей – мудрая сказка. Эйнштейн говорил: «Если хотите, чтобы дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были еще умней – читайте им больше сказок».
– Обращаясь к произведению, где достаточно философии, не боялись, что дети вдруг заскучают?
– Дети воспринимают «Маленького принца» как абсолютную сказку. Смеются и плачут, переживают, испытывая самые разные чувства. Я вовлекаю их в игру, мультик, и они на это ведутся. Это же дети…
– Все крылатые фразы Экзюпери актуальны поныне. Одна из них – мы в ответе за тех, кого приручаем. Вы часто кого-то приручали?
– Зрителей, например. Мы приглашаем их на свои спектакли и таким образом приручаем. Постепенно становимся перед ними в ответе. Мы воспитываем зрителя на хороших произведениях. И рождается тесная взаимосвязь между ним и театром, возникает преемственность поколений. Нынешние дети вырастут и приведут своих детей. Тем более детские спектакли у нас добрые – «Остров сокровищ», «Маугли», теперь «Маленький принц»… Детей нужно воспитывать не назиданием, а таким добрым отношением ко всему живому, пусть это будет даже Роза. Принц заботится о ней, поливает ее, ухаживает, и она для него – лучшая в мире. Для него это не просто цветок, а живой организм. И его надо любить.
***
Если вы хотите услышать, как смеются звезды, узнать, как рыжий Лис может стать настоящим другом, и побывать сразу на нескольких планетах, вам прямой путь в Московский Губернский театр. В воскресенье здесь состоялась премьера музыкальной сказки «Маленький принц». Это вторая постановка театра в музыкальном жанре при участии Губернаторского оркестра Московской области. Сергей Безруков – главное и единственное на сцене действующее лицо – знакомит зрителей с одним из лучших произведений мировой литературы, попеременно играя Летчика и Короля, Пьяницу и Лиса, а еще Фонарщика, каждую минуту зажигающего фонарь для тех, кто заблудился в пути…
Сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» любят все – дети и взрослые. Потому что, как писал автор, «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Московский Губернский театр взялся напомнить и рассказал трогательную историю о маленьком мальчике, который путешествует от планеты к планете, познавая мир и людей. Для этого взял в помощники кукол, слово, музыку, авторские рисунки Экзюпери и красочные видеоинсталляции. С их помощью маленьким зрителям было легко отправиться в путешествие вместе с Принцем и поверить, что все происходящее на сцене – правда.
Чтобы убедить в этом зрителя, Сергей Безруков максимально приблизил к ним действие, дав возможность погладить Лису и понюхать Розу, поиграть в песочнице и прислушаться к Слову, которое звучит со сцены.
– Судить себя – это самое трудное. Всегда проще судить других. Взрослые вообще очень странный народ, – говорит Маленький принц. И зал взрывается аплодисментами.
В зале много детских лиц – внимательных и сосредоточенных, жадно ловящих каждое слово, улавливающих любое изменение, происходящее на сцене. Безруков удивительно держит внимание детской аудитории. Словно волшебник, он манипулирует целым залом, его вниманием и сознанием, заставляя следовать за собой и каждым своим словом. Он-то точно помнит, что «все взрослые когда-то были детьми».
Философская глубина «Маленького принца» не оставляет равнодушным и взрослого. Для него в сказке-притче много потаенных мест, закамуфлированных словами.
– У каждого человека свои звезды – только одним они указывают путь, другим просто мерцают... Роза защищается от мира четырьмя шипами.
Но где такие шипы взять человеку? Как ему защититься в трудные минуты?
Ответ – в том же тексте.
– Настройте сердце на счастье, и в вашей жизни многое изменится.
Зрители от этих слов замирают и прислушиваются к тому, как стучит в груди это самое сердце, отзывчивое на все прекрасное. И музыка в исполнении оркестра, сидящего прямо на сцене, набирает силу и поднимается выше и выше. И у каждого сидящего в зале рождается чувство, будто он создал эту землю, небо над ней и звезды, которые умеют смеяться и указывать путь тем, кто заблудился.