В день рождения Чайковского рассказываем пять интересных фактов о его музее в Клину

Культура и спорт

7 мая исполняется 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В честь юбилея приводим пять любопытных фактов о доме, в котором композитор прожил свои последние годы.

ТАКИХ БОЛЬШЕ НЕТ

Дом-музей Чайковского в Клину – первый мемориальный музей России. Благодаря младшему брату композитора Модесту каждый предмет в этом доме помнит своего хозяина.

Именно отсюда за несколько дней до смерти Петр Ильич уехал в Санкт-Петербург. Именно сюда, как в музыкальную Мекку, приезжают поклонники творчества Чайковского со всего мира.

– Благодаря тому, что все основные ценности во время Великой Отечественной войны были вывезены на родину Чайковского в Воткинск (Удмуртия), наследие композитора удалось сохранить, – говорит заместитель директора по научной работе Государственного мемориального музыкального музея-заповедника Чайковского Галина Белонович.

ПОМАРКИ ГЕНИЯ

В 1940 году к 100-летию со дня рождения одноименный музей сыграл главную роль в создании и публикации полного собрания сочинений Чайковского, так как в фондах учреждения хранится 80 процентов наследия композитора. Дневники, рукописи, фотоальбомы, записные книжки, документы, нотные партитуры – более 200 тыс. единиц хранения. Среди самых редких Галина Белонович называет несколько тетрадей оперы «Пиковая дама», которую Чайковский написал во Флоренции, а также черновую рукопись Шестой симфонии.

Приглядевшись к нотным записям, можно заметить множество помарок и зачеркиваний – шедевры Чайковского рождались в творческих муках. Здесь же хранится и самая ранняя музыкальная рукопись композитора – романс, который он написал в училище правоведения.

В ТЕНИ ДУБА

Дом-музей окружен роскошным парком. Липы, ели – у каждого дерева в парке есть свой хозяин. Например, один из самых больших местных дубов посадил дирижер Леопольд Стоковский, а береза появилась по просьбе итальянского ма­эстро Риккардо Мутти. По традиции, которая насчитывает уже больше полувека, деревья вокруг дома-музея высаживают члены жюри и лауреаты Международного конкурса им. Чайковского, который учредили в 1958 году.

РОЯЛЬ БЕЗ КУСТОВ

Один из самых почетных обитателей клинского дома – старинный беккеровский рояль, который с 1985 года стоит в кабинете-гостиной.

– Чайковский сочинял музыку за столом, – рассказывает Галина Белонович. – На рояле он проверял сочинения, а также музицировал, играл в четыре руки с друзьями, навещавшими его в Клину.

Старинный инструмент и сегодня работает. Он оживает трижды в год – в день рождения Чайковского, день его памяти и на именины композитора (в Петров день, 12 июля). На этом инструменте играли Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Святослав Рихтер и Ван Клиберн.

СИМФОНИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Легендарную Шестую симфонию Чайковский написал в Клину меньше чем за полгода. Он торопился, как будто предчувствуя трагическую гибель. О его эмоциональном состоянии свидетельствуют многочисленные помарки на страницах нотной рукописи, которую можно увидеть в музее.

«Считаю ее наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей», – писал о Шестой симфонии сам композитор.

Осенью 1893 года Чайковский покинул Клин, чтобы впервые дирижировать это произведение в Санкт-Петербурге. Но публика не поняла последнее творение композитора и встретила его равнодушно. Через несколько дней Петр Ильич скоропостижно умер от холеры, но его работы живы и любимы до сих пор.