Юрий Башмет: Чайковский мог бы стать национальной идеей

Культура и спорт
Денис Трудников / Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]

В середине июня в Клинском районе стартует фестиваль имени Петра Чайковского – событие, успевшее всего за три года стать знаковым и едва ли не самым ожидаемым культурным мероприятием лета. В преддверии фестиваля мы побеседовали с одним из его «хэдлайнеров» – знаменитым альтистом и дирижером Юрием Башметом.

– Юрий Абрамович, фестиваль Чайковского в Клину буквально за пару лет набрал серьезные обороты. В прошлом году вы приняли в нем участие впервые, какие остались впечатления?

– Важен сам факт, что это живая музыка на пленэре. Главное – восприятие, там аура, там Петр Ильич находился и вот буквально здесь же звучит симфоническая музыка. Люди приходят семьями, с детьми, море цветов, слушают очень внимательно, доброжелательно и вообще сам бог велел в таком святом месте делать фестиваль.

– Как приняла вас подмосковная публика?

– Я с нетерпением жду, когда откроется наш фестиваль очередной, потому что я видел людей, которые потом расходиться не хотят. У нас там было опоздание, связанное с задержкой рейса одного из солистов, и люди терпеливо почти час ожидали. Нам помешал дождь, но и он не испугал. Так что я смотрю с большим оптимизмом на будущее фестиваля.

– Какие произведения вы выбрали для исполнения в этом году и почему?

– Фестиваль позволяет тематически организовать программу и сделать то, что не звучит в сезоне филармоническом. Что касается моих программ, то здесь все очень интересно! У меня была такая идея осуществить знаменитую тему «Кармен» – соединить оригинал, текст, воплощение в балете, в опере и в драматической игре. Но с музыкой поступил совершенно гениально Родион Щедрин – его знаменитая Кармен-сюита, будет перемежаться с оригиналом. Те, кто никогда ничего не слышали, узнают, о чем речь, а для более продвинутых, которые многократно слышали и видели «Кармен», тут тоже будет сюрприз.

Не хочу открывать все карты, но это очень интересно, поскольку это новый взгляд. Ведь так бывает в жизни – вроде что-то очевидное, а другой человек говорит: да нет, все иначе. В этом смысле «Кармен» – это яркая постановка, я бы даже сказал резкая. Тут очень хорошо работает моя не режиссерская идея – просто фантазия, – чтобы соединить жанры – балет, оперу и актерское мастерство. Здесь получается, что в балете это одна женщина, певица – другая, актриса – третья. И таким образом ее состояние тоже отличается, что тоже очень жизненно. Сделано здорово и это уже проверено, премьера была в Сочи, потом мы это показывали в Ярославле. Я думаю, это очень интересно и жду с нетерпением.

– Как зритель воспринимает такие музыкальные эксперименты?

– Музыкальный шедевр провоцирует слушателя, вообще человека, к его собственным ощущениям, переживаниям и мыслям. Поэтому никто не заставляет рядом сидящих в одном ряду во время концерта, даже если они вместе пришли, слушать симфонию и в это время видеть одну и ту же воображаемую картинку, хотя и общая тема, в общем, ясна. Допустим, «Ромео и Джульетта». Оба зрителя знают, о чем речь, но по-разному воспринимают с точки зрения остроты и градуса эмоций. И то, о чем мы сейчас говорим, как раз связано с моими программами, это уникальные программы! Это разовые программы. То есть это не то, что можно повезти на гастроли, вот так поехать по десяти городам и везде давать эту программу. Это невозможно!

– А каким вы видите будущее фестиваля в Клину?

– Я надеюсь, что он будет расширяться. Почему же в Зальцбурге есть фестиваль Моцарта? А ведь Петр Ильич как минимум не хуже Моцарта. Так что у нас есть все основания для того, чтобы сделать мощный акцент. Начали очень успешно. И, знаете, раз уж я заговорил о Зальцбурге и Моцарте, это не значит, что там должна звучать музыка только Моцарта. Также в развитии фестиваля Чайковского могут звучать произведения композиторов, которые каким-то образом повлияли на творчество Чайковского, или наоборот всякие «Сальери» – эффект сопротивления – это тоже интересно. Главное, что музыка будет лучше звучать там, где автор жил, там, где он часто бывал. Хочется, конечно, побыстрее сделать это космическим фестивалем. Все для этого есть. Мне кажется, Чайковский мог бы стать национальной идеей. Серьезно. Почему в том же Зальцбурге есть конфеты «Моцарт», отель «Моцарт» все, что только можно – «Моцарт». А у нас вот – Чайковский лежит на ладони!

Поделиться