Здесь «умерла» Каренина

Культура и спорт
Александр Котомин / Подмосковье сегодня

Фото: [Александр Котомин / Подмосковье сегодня]

В 1875 году журнал «Русский вестник» начал публиковать «Анну Каренину» Льва Толстого. Редактор издания Михаил Катков долго колебался, прежде чем решился на этот шаг. Его смущали чересчур откровенные сексуальные сцены. Но по выходе в свет роман был поразительно успешен. Читатели, узнав о трагической судьбе героини, жизненный путь которой оборвался на станции Обираловка, захотели увидеть это место. А поскольку рядом находился еще дачный поселок Обираловка, москвичи ринулись сюда. Снять дачу здесь было практически невозможно. Через 140 лет корреспондент «Подмосковье сегодня» решил проехать по тому же маршруту.

Тогда – станция Обираловка Нижегородской железной дороги, сегодня – станция Железнодорожная Горьковского направления МЖД. 24 км от Москвы. В XIX веке станция была конечной, имела разворотный круг и названа была из-за разбойников, обиравших купцов. Сейчас это оживленная узловая станция, через которую ежедневно проходят до 70 тыс. пассажиров. Ветхие деревянные строения сменили современные каменные постройки, дребезжащий звонок и колокол – громкоговорители. Трудно найти напоминание о времени, описанном в романе классика русской литературы. Но до сих пор многие поклонники творчества Толстого хотят увидеть место гибели Анны Карениной.

– Все это вымысел автора. Никогда на станции Обираловка подобных случаев не было, – сказала, как отрезала, директор краеведческого музея Железнодорожного Наталья Сотникова. – И все же понятно, почему Толстой выбрал именно Обираловку местом гибели своей героини. Он проезжал через эту станцию восемь раз, когда ехал лечиться в Самару. Необычное название привлекало и отпугивало одновременно. Кроме того, неподалеку от этой станции, в местечке Кучино, находилось имение родственника жены Льва Николаевича – тайного советника Николая Гавриловича Рюмина. В его доме Толстой познакомился с юной Прасковьей Щербатовой, ставшей прообразом Кити.

Переименовать станцию с нехорошим названием решили в советское время по инициативе работников локомотивного депо. На замену предложили – Зеленогорск. Начальство отклонило, как и другое, – Бауманская. Но в 1939 году вспомнили, что развитию поселка способствовала Нижегородская железная дорога, и решили назвать станцию Железнодорожная, а поселок – Железнодорожный.

Железнодорожники не только способствовали переименованию станции, но и ставили под сомнение описание гибели Карениной. Она приезжает на станцию и, не найдя тут Вронского, идет к деревянному перрону, на железнодорожные пути. «Где я? Что делаю? Зачем?» – размышляла она на рельсах. Но, запутавшись в своей бархатной красной сумочке, пропускает первый вагон и бросается под второй – «что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину».

Инженеры недоумевали – как женщина могла броситься под второй вагон, составы тех лет не могли принять такую жертву. Это физически было невозможно. Но как бы там ни было, станция Обираловка – Железнодорожная навечно связана с всемирно известным романом.

Поделиться