Ждун из Гжели, Царь-поднос из Жостово: какие уникальные творения предлагают народные промыслы Подмосковья

Культура и спорт
   
Фото: [ Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня ]

В Подмосковье множество знаменитых народных художественных промыслов (НХП). Культовые дулевский фарфор и гжель, жостовские подносы и павловопосадские платки – известны на весь мир. Во время пандемии у предприятий наступили непростые времена. В регионе для НХП даже разработали специальные меры поддержки. Рассказываем об уникальных изделиях подмосковных мастеров, которые доказывают, что народные промыслы – это не пережиток прошлого, а модный и современный вид искусства, который повышает престиж Подмосковья.

ДЯДЯ СТЕПА САМЫЙ ДОРОГОЙ

Возможно, на полке у вашей бабушки пылится сервиз стоимостью в несколько тысяч руб­лей или даже долларов. Расписные чашки и тарелочки Дулевского завода знамениты на весь мир. Пару десятилетий назад такие были практически в каждом доме. Изготавливались и эксклюзивные наборы. Например, сервиз под хохлому «Президентский» сделали по заказу американского посла Буллита для президента США Франклина Рузвельта. А две фарфоровые тарелки, произведенные в 20-х годах специально для Кремля, были проданы на аукционе в Англии за 4200 фунтов.

Но наиболее ценными творениями являются фарфоровые фигурки фабрики Ликино-Дулево, или дулевские фарфоровые скульптуры. Самый авторитетный мировой аукцион Sotheby’s оценил некоторые из них в кругленькую сумму. Например, статуэтка «Красная гвардия» 1953 года обойдется желающему примерно в 25 тыс. долл. Самой же дорогой на сегодняшний день дулевской статуэткой, по мнению специалистов Sotheby’s, стал «Дядя Степа – милиционер»: скульптура 1955 года в свое время ушла с молотка за 37 600 долл.

Современные авторские скульптуры из дулевского фарфора не менее ценны среди коллекционеров.

Гордостью завода является композиция, изображающая Александра Пушкина и Наталью Гончарову с детьми.

– Это единичный экземпляр, форма для него создавалась знаменитым советским скульптором Астой Бржезицкой. Я расписывала его два месяца. Прежде чем приступить к работе, нужно было узнать, как люди были одеты в ту эпоху, – рассказала главный художник завода Валентина Ширина.

ОТ ИКОНЫ К ПЛАТКУ

Еще один важный для Подмосковья и известный на весь мир промысел – гжель. По традиции именно эти узнаваемые сине-белые изделия традиционно входят в подарочный фонд президента и правительства России. Чтобы создать самый простой образец, нужно не меньше двух недель, а на сложные уходит несколько месяцев, вплоть до года. При этом на этапе сборки промедление равно браку. У литейщика есть всего несколько минут, пока заготовки не высохли. Дрогнула рука – и несколько дней работы насмарку.

Кстати, гжельский фарфор – это не только классика: посуда и скульптуры. Абсолютным хитом стала, например, фигурка Ждуна – популярного мема и персонажа голландской художницы Маргрит ван Бреворт.

– У нас есть бренд «Нео-гжель», для которого молодые художники делают модные вещи, – рассказал вице-президент НКО «Союз «Гжель» Коста Кадзов. – Мы готовим еще много неожиданных сюрпризов, которые удивят молодежь.

Еще одним доказательством, что народные промыслы могут быть современными и актуальными, являются павловопосадские платки. Первыми цветы на ткань начали наносить еще иконописцы и резчики по дереву. Именно эти мастера владели методом древнерусской набойки. А на современном производстве используются механическая печать и компьютер. Но на качество это не влияет. Сейчас такие платки с удовольствием носят звезды. Не только российские, но и зарубежные. Например, Ева Мендес, Милла Йовович и Гвен Стефани.

РАЗМЕР НА РЕКОРД

В этом году жостовская роспись отмечает 195-летие. В честь праздника мастера решили изготовить самый большой поднос в истории промысла – Царь-поднос длиной больше двух метров.

– Мастера во время росписи держат подносы на коленях. А такую громадину нельзя положить даже на стол – будут смазываться края. В итоге закрепили вертикально. Живописцы по очереди подходили, выписывали один цветок за другим, – рассказывает главный художник фабрики Михаил Лебедев. – Но постоянно приходилось ждать: роспись многослойная, каждый слой высыхает 3–4 дня. При этом поднос попросту не влезал в печь, сушка проходила в естественных условиях.

Уникальный поднос даже лаком покрывали по старинке – кисточкой, а не из пульверизатора. Вес изделия составил больше 80 кг. Чтобы аккуратно его перенести с места на место, обычно требуется шесть человек.

Кстати

Многие уникальные изделия народных художественных промыслов Подмосковья можно будет увидеть на масштабной выставке. Ее планируют открыть в декабре-январе в музейном комплексе «Новый Иерусалим». Даты уточнят, когда позволит эпидемиологическая ситуация.

– Московский регион – самый представительный субъект РФ по количеству, разно­образию, видам и стилистическим особенностям народно-художественного промысла. У нас 20 мест традиционного бытования. Этим занимаются 19 предприятий. Из них 9 включены в федеральный перечень и получают средства из госбюджета. В этом году предприятия народных художественных промыслов попали в перечень предприятий, наиболее пострадавших в результате коронавируса. Им упрощен доступ к господдержке. Например, у нас на уровне региона поддерживается выставочная деятельность, – сказал председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов.
Автор:
вверх