Уникальный самолет-трансформер разрабатывают в Жуковском

Экономика
Кирилл Искольдский

Фото: [Кирилл Искольдский]

Модель новейшего летательного аппарата около трех лет создают в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Жуковского (ЦАГИ). Самолет будет с легкостью конвертироваться из грузового в пассажирский и хорошо подойдет для региональных перевозок. Особое оперение хвоста позволит избежать ЧС при обледенении. Наши корреспонденты побывали на испытаниях и выяснили, чем еще может удивить воздушное судно.

ЭФФЕКТ ВЕТРА

Шум и шквальный ветер – это не ураган разбушевался, а в аэродинамической трубе испытывают модель легкого конвертируемого самолета. Мини-версия аппарата, выполненная в масштабе 1:10, подвешена вверх ногами: так нужно для проведения измерений. «День икс», когда воздушное судно взмоет в небо, приближается.

– Мы пытаемся смоделировать условия, которые будут при реальном полете, – рассказывает научный сотрудник ЦАГИ Евгений Пигусов. – Скорость потока соответствует взлетно-посадочному режиму.

Труба – огромная установка с двумя вентиляторами, создающими поток воздуха со скоростью 180 км/ч, – занимает почти половину помещения. Таких на всю страну всего две, еще одна – в Новосибирске.

Аэродинамическая труба Т-102 в Жуковском более 70 лет используется для экспериментальных исследований различных моделей летательных аппаратов.

ДВА В ОДНОМ

Разработчики должны испытать модель в разных конфигурациях: с выпущенными шасси, внешним топливным баком, разными вариантами носовой части. Это позволит оценить характеристики будущего аппарата и найти для него подходящие формы.

Глядя на маленькую черную модель самолета, сложно определить, в чем его уникальность. Главный секрет будет внутри, поясняет Евгений Пигусов. Благодаря особой конструкции воздушное судно можно использовать и как пассажирское, и как грузовое, поэтому самолет и называется «конвертируемым». В мире таких больше нет.

– Внутрь закатываются специальные паллеты с установленными на них креслами, и можно спокойно перевозить пассажиров, – говорит специалист. – У авиакомпании в данный момент стоит задача по доставке товаров? Выкатили все обратно и установили на это место стандартные контейнеры с грузами.

Эта особенность очень выгодна перевозчикам, которые смогут заметно оптимизировать свой авиапарк. Не потребуется закупать разные летательные аппараты – достаточно одного.

ВОТ ТАК ХВОСТ!

Разработка ЦАГИ способна стать альтернативой морально устаревающим пассажирскому Ан-24 и грузовому Ан-26. С момента выпуска первого Ан-24 прошло уже 60 лет! С тех пор тенденции в авиастроении изменились – выросли требования к комфорту, появилась потребность в более просторном салоне. В Жуковском все это учтут.

Евгений Пигусов показывает на фюзеляж модели и объясняет: его трапециевидная форма позволит создать дополнительное пространство без ущерба аэродинамике. Чтобы определить оптимальную высоту салона, пришлось ориентироваться на автора идеи, ведущего инженера ЦАГИ Владимира Черноусова, – рослого и широкоплечего. Получилось примерно 2,1 м.

Есть и другие фишки, например, особое хвостовое оперение. Пристально вглядываюсь в надежде увидеть как минимум птицу Сирин… В итоге младший научный сотрудник ЦАГИ Александр Крутов приносит «крылышки», которые установят на хвосте воздушного судна. По сравнению с обычными они получили более стреловидную форму. Это улучшит устойчивость и управляемость самолета.

– Главное – такая форма более безопасна с точки зрения обледенения, которое в некоторых случаях может стать причиной ЧС, – поясняет Крутов. – Возможно, удастся отказаться от противообледенительной системы, не надо будет тянуть провода для обогрева. А значит, самолет станет более легким и энергоэффективным.

Оценить возможности модифицированного хвоста в аэродинамической трубе собираются в ближайшее время. Для этого сотрудники института даже напечатают из пластика на 3D-принтере макет льда. По характеристикам он будет практически полностью соответствовать настоящему.

БИЛЕТЫ НЕДОРОГО

Специалисты института управляют процессом из специальной кабины, расположенной над трубой. Здесь огромное количество приборов и прекрасный обзор. Но испытания – это лишь небольшая часть работы, которую необходимо выполнить, чтобы воздушное судно поднялось в небо. К концу года специалисты ЦАГИ направят итоговый отчет в Минпромторг РФ, где должны решить вопрос с выбором конструкторского бюро (КБ).

– Мы создали концепцию, наработали материалы по аэродинамике, прочности конструкции, системе управления, – рассказывает Евгений Пигусов. – При идеальном раскладе КБ потребуется около года, чтобы выполнить детальную проработку, подобрать материалы, «насытить» самолет оборудованием и запустить в производство.

Таким образом, увидеть летательный аппарат в небе можно будет уже в ближайшие годы. Это на руку как перевозчикам, так и пассажирам.

– Доступная цена воздушного судна может сделать билеты на самолет для широкой аудитории значительно дешевле, – прогнозирует научный сотрудник.

С ЗАБОТОЙ ОБ ЭКОЛОГИИ

В перспективе самолет будет работать на криогенном газе (сжиженном метане. – Прим. ред.), который стоит дешевле авиационного керосина и позволит снизить объем выброса вредных веществ в атмосферу на 25–50%. Разработчикам предстоит решить, где разместится более габаритный топливный бак. Вероятнее всего, он расположится с внешней стороны над фюзеляжем.