Илья Калашников: «Человек может думать руками»

Герои Подмосковья

Илья Калашников – гончар, ведущий интернет-канала «Волшебство керамики» и математик, оставивший работу над водородным топливным элементом для того, чтобы крутить традиционные глиняные плошки, горшки и кувшины. Мастерская Ильи находится в его доме недалеко от платформы Быково в Раменском районе, и это творческое пространство открыто для желающих познакомиться с гончарным ремеслом. В интервью Илья расскажет о сходстве глиняного горшка и формы Вселенной, о том, как «думать руками» и об особом мировоззрении, которое отражено в традиционной русской кружке.

– Расскажите о вашем первом гончарном круге

Мой первый гончарный круг я сделал сам из того, что было под рукой, например, сверху приварена сковородка и иллюминатор от самолета. На этом круге я воздвиг первую сотню изделий. Кстати, итальянцам понравилась необычная конструкция, и теперь в национальном музее города Фаэнц, откуда родом фаянс, есть фотография, где я сижу за этим кругом, изображая гончара из дикой России.

– На таком самодельном круге получались горшки?

– На любом круге получаются хорошие изделия, если есть мастерство. Сто пятьдесят лет назад бабушки из города Скопин Рязанской губернии брали все что угодно, даже не обязательно круглое по форме, делали дырку в центре, вставляли ветку, обматывали марлей, смачивали дегтем – получался подшипник. Хотя круг качался, на нем делали нормальные горшки.

– Что вас привлекло именно в гончарном деле?

– Все горшковые, кувшинные и крыночные формы яйцеобразны. Ученые говорят, что наша Вселенная представлена в виде яйца. Яйцо – это символ жизни и оптимальная форма в динамичном мире. В статичном мире оптимальной формой был бы шар: у него нет углов, напряжения, но мир движется и вытягивается в яйцо. Яйцо – это не просто символ, а непосредственно сама жизнь, ведь яйца есть у всех существ от куриц до динозавров. Даже шмель живет в яйце, делая его из своей слюны. Кощей Бессмертный, как мы знаем из сказок, тоже хранил жизнь в яйце.

Мало кто обращает внимание, что ложка по форме – это яйцо на палочке. Мы как бы черпаем жизнь и становимся более «жизненными», когда едим ложкой. Кувшин представляет собой яйцо с горлышком, и мы пьем жизнь, когда наливаем в кувшин воду. Жидкость выстраивается по спирали Архимеда или так называемой улитке Паскаля, то есть кривой, которая образует силуэт яйца. Эта форма обладает жизненными, волшебными и сказочными свойствами. Она структурирует воду, и через двадцать минут вода начинает обладать иными, волшебными свойствами. Два яйца – это две жизни, которые на пересечении рождают третью жизнь. Это тайный смысл символа любви – сердца. Удивительными свойствами обладает сам горшок, ведь его форма подсмотрена гончаром у природы. По улитке Паскаля, которая есть и в яйце, и в горшке, и в кувшине, закручиваются спирали галактик. Спираль Архимеда можно найти в подсолнухе. По спирали закручивается раковина улитки, лист липы, и даже человеческое ухо, если смотреть в профиль, имеет такую же кривую. Недаром умных людей называют яйцеголовыми.

К слову, чешуйки глины в горшке закручены по спирали, цепляются друг за друга, и по этой причине гончарная посуда при прочих равных условиях получается крепче, чем литьевая. В литьевой посуде глину льют в гипсовую форму, потом разнимают половинки, и чешуйки расположены в таком изделии беспорядочно, из-за чего оно имеет внутри много напряжения. Гончарная посуда имеет гораздо меньше напряжения, потому что закручена, а чешуйки расположены по кругу.

– В вашей мастерской стоят горшки разных технологий обжига. Они отличаются друг от друга только внешней окраской?

– Изделия отличаются и по внутренним свойствам. Например, черная посуда считается более крепкой, потому что углерод основательней забивает поры, чем, например, в молоченом изделии. Они отличаются также энергетикой, а энергетика – это вполне практичное понятие. Например, красная тарелка возбуждает аппетит, а фиолетовая – наоборот, уменьшает его. Давно выяснено, что желудочный сок вырабатывается под цвет пищи. Иногда важно есть и красное, и зеленое, и желтое, соблюдать баланс. Если вы едите из расписной тарелки, желудочный сок может вырабатываться неправильно. Если тарелка черная, то посуда становится нейтральной и исполняет роль только емкости. Всего три цивилизации на планете – этрусская, грузинская и русская – ели из черной керамики. Оказывается, русские мужики в XVII веке ели только из черной посуды. Кстати, у Пушкина в Царскосельском лицее стоит именно черный горшок на полке.

– Какой был толчок или повод в вашей жизни сесть за гончарный круг?

– В три года я вылепил свою первую кружку. Это был мой лучший артефакт, который я любил и везде носил с собой. Спасибо детскому саду, что они каким-то образом достали печь и обожгли все изделия детей: получилась настоящая кружка. После этого я полжизни хотел лепить, а мне подсовывали пластилин. Из пластилина ничего серьезного не вылепишь, а хотелось настоящих изделий.

Потом я был математиком, программистом, аналитиком, системным инженером, автоматизировал русско-американские спутники, занимался в Сколково водородным топливным элементом. Когда в проект по водородному топливному элементу входил пятый инвестор, начались юридические проволочки, и у нас на полгода остановилась деятельность предприятия. В этот момент я и решил освоить гончарство.

Я поучился крутить горшки и выяснил, что у нас всего пятьдесят гончаров на всю Россию, если не считать детские студии, и где-то двести керамистов. При этом из гончаров по пальцам можно пересчитать мастеров. Я понял, что, с одной стороны, ниша свободна, а, с другой, нужно восстанавливать керамику и нести дальше, потому что мы забыли традиционные формы посуды. Назову лишь несколько видов кружки: кондюшка, кумочка, тушка, тюльпан, стопарь, бочонок, стакан... Я не говорю уже о луковницах, чесночницах, дегтярницах, баклагах, кубышках, бальсанах, квасниках…

Посуда отражает мировоззрение человека. Например, у традиционной кондюшки толстый бортик говорит о мощи, силе, крепости и воле русского народа, а у обыкновенной чашки тонкий бортик отражает экономию и рациональность западного мышления. Русская традиционная кондюшка должна дожить до внучки. Когда ты пьешь из такой кружки, сам становишься основательным человеком.

– Переход от разработки водородного топливного элемента к гончарному кругу стал для вас своеобразным дауншифтингом?

– Да, что-то вроде этого. Любой мужик, даже живущий в городе, в определенном возрасте понимает, что должен сделать себе мастерскую и работать руками. Один гончар, который был банковским служащим, рассказывал мне, что у него встал вопрос ребром: либо он умирает, либо начинаю делать что-то руками. У меня вопрос так остро не стоял, но решение назревало, как и у многих, кто ко мне приезжает. Со временем понимаешь, что человек думает не только головой, но и руками. На самом деле думают и руки, и тело, но этого понимания в нашей цивилизации почему-то нет.

Когда «думаешь руками», чувствуешь себя творцом, потому что результат творчества близок к материализации. Например, когда я делал водородный топливный элемент, результат творчества был оттянут на годы. Двадцать пять лет прошло пока литий-ионный аккумулятор дошел до рынка, и его смогли пощупать, ощутить во всех устройствах. Надо учесть, что есть еще и конкуренция, поэтому можно не попасть в струю, и весь труд окажется напрасным. Так случилось с моим отцом, который занимался самолетами-невидимками. После развала Советского Союза тему закрыли, и были загублены даже не тысячи, а, наверное, миллионы, человеко-часов. Кроме того, у меня растут дети, и надо показывать пример. Сложно быть примером, если ты не можешь в двух словах объяснить детям, чем занимаешься. В гончарном деле все просто: взял кусок глины, вылепил, и понятно, чем папа занимается.

– Как вы обучались ремеслу, какие мастера являются для вас ориентирами?

– Я до сих пор учусь, езжу по стране и собираю знания по крупицам. Я записываю на видео гончаров и уже издал два видеодиска с курсами других мастеров. Я дружу с Кара Степаном Ивановичем и Александром Ивановичем Повериным. Поверин – это мой первый наставник в гончарном деле, Степан Иванович также меня наставляет. Ориентиры для меня – это Садовников Михаил из Чебоксар, Ярошко Николай из Луганска, Лощинина Татьяна из города Скопин Рязанской области, Александр Заборских…

– Сколько у вас длился период, когда, условно говоря, ничего не получалось?

– Период, когда ничего не получалось, был подготовительным, а дебютировал я достаточно быстро. Я был знаком с миром интернета, поэтому сделал краудфандинговую кампанию на «Планете» с роликом, который назывался «Возрождение традиционной гончарной посуды». За две недели я набрал необходимую сумму на гончарную печь. Летом 2014 года я смастерил гончарный круг, а на печь я начал собирать в конце декабря. Меня отговаривали начинать эту кампанию перед январскими праздниками, но к 31 декабря я уже полностью набрал необходимую сумму – около семидесяти тысяч. Я не был готов к такому быстрому результату, поэтому продлил кампанию до марта, и в итоге собрал сто двадцать тысяч.

Я понял, как это работает, создал систему подарков – были обозначены все будущие гончарные изделия. Человек покупал будущее изделие, а я обязывался его изготовить и отправить по почте, после того как приобрету печь. По этой системе у меня заказали сто одиннадцать горшков, плошек и других предметов. Потом всю весну и лето я крутил горшки и отрабатывал собранные деньги.

Я поставил свой самодельный гончарный круг в ванной комнате, но со временем понял, что не смогу сделать на нем такое большое количество изделий, потому что у круга есть недостатки. Я взял в аренду гончарный круг у ребят из Люберец, которые только начинали производить гончарные круги, а через полтора месяца уже выкупил его. То есть, кроме этих ста одиннадцати изделий на «Планете», пошли другие заказы и одновременно – мастер-классы. Пятьдесят тысяч человек посмотрели мою страничку на «Планете», сто одиннадцать купили горшки, а еще шесть тысяч человек посмотрели видеоролик. Потом ко мне приезжали журналисты, сняли репортажи и показали по телевизионным каналам. Люди начали звонить и приезжать в мастерскую.

– То есть с самого начала делу сопутствовало везение?

– Это было не везение, а кропотливая и на тот момент тяжелая для меня работа. До начала краудфандинговой кампании я три месяца снимал видеоролик. В нем было двадцать три сцены, для которых я освоил монтаж, наложение звука. Режиссер консультировал меня, как снимать планы, чтобы было красивое видео. Целый месяц я писал текст. Здесь меня также консультировали профессионалы – действующие журналисты. Нужно было написать правильный, выверенный текст, чтобы человек за пять секунд мог понять суть вопроса, а не уйти с сайта. Потом я месяц работал с менеджерами «Планеты», которые рассказывали, как правильно делать акции. Несколько недель я потратил на фотографии. Моя хорошая подруга актриса озвучивала видеоролик, а потом я накладывал озвучку, по крупицам чистил звук. Кроме того, я договаривался с блогерами, чтобы они писали про меня. Несколько статей у меня было на других ресурсах. Стандартный гончар, конечно, не справился бы с такой работой, поэтому мне пришлось приложить все мои навыки прошлого и освоить навыки, которых у меня не было.

Это была большая и кропотливая работа, и, если меня спросят, пошел бы я по этому пути сейчас, то ответил бы отрицательно. Проще было бы крутить горшки и продавать их на ярмарке. Тогда это мне казалось оптимальным путем, хотя мне пришлось овладеть совершенно безумными на тот момент навыками, которые в принципе мне особо не пригодились.

Позже я начал понимать все преимущества и недостатки тех или иных методов популяризации гончарства. Конечно, можно продавать через интернет один горшок, но мне показалось, что это не оптимально для моего способа существования. Мне лучше возить изделия на ярмарки, потому что там ты общаешься с людьми, получаешь живой отклик и сразу продаешь не одно, а, скажем, тридцать изделий. Живое общение воодушевляет. Я начал продавать свои изделия на ярмарках, и до сих пор у меня нет заказов из интернета.

В какой-то момент я поймал себя на мысли, что весь мой опыт, связанный с интернетом, таргетингом, парсингом – это деятельность, которая уводит человека в сторону от самого существования и настоящего. Под настоящим я понимаю то, что можно подержать в руках. Когда ты держишь свою работу в руках, возвращаешься в настоящее. Ты живешь не в будущем и не в прошлом, а в настоящем. Погружаясь в интернет, ты оказываешься где-то в экране, в гаджете, в мониторе, а мне важно быть в настоящем.

Сайт:http://www.ilmarkart.com/

Вконтакте:https://vk.com/ilyakalshnikov