Алексеевская церковь в Хотьково и «посуда при сельце Горбунове»

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Главным местом паломничества в городе Хотьково почитается Покровский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского святые Кирилл и Мария. Однако женская обитель – это не единственная старинная святыня города. В своих нынешних границах Хотьково включает в себя бывшее село Горбуново, в котором издавна существовала церковь святителя Алексия Московского. Сохранившееся каменное здание церкви было построено в 1857-1863 годах на средства купца Алексея Гавриловича Попова – владельца местного фарфорового производства. Поповский фарфор историки искусства называли вторым по значению и качеству изделий в середине XIXвека после знаменитого фарфора «Мануфактуры Гарднер в Вербилках».

Первое деревянное здание церкви в селе Горбуново было построено еще в 1836 году, и этот храм имел три престола: иконы Божией Матери «Утоли моя печали», святителя Алексия митрополита Московского и мученицы Александры Римской. Выбор посвящения престолов церкви был связан с именами небесных покровителей купца Алексея Гавриловича Попова и его супруги Александры. Кроме того, посвящение придела горбуновской церкви редкой святой, упоминавшейся в житии Георгия Победоносца и принявшей мученический венец в начале IVстолетия, было связано с именем супруги правившего в то время императора Николая I – царицы Александры Федоровны.

В 1857 году Алексей Гаврилович Попов начал строительство нового каменного здания Алексеевской церкви с приделом Александры Римской. После кончины храмоздателя богоугодное дело завершили уже дети фабриканта. Церковь была выполнена в псевдорусском стиле по проекту архитектора И.Е. Сафонова. В статистическом справочнике 1862 года есть указание на то, что в селе Горбуново находились сразу две церкви: каменная и деревянная. Старый храм Поповы вскоре передали Спасо-Влахернской обители в селе Деденево Дмитровского уезда, где в 1864 году он был освящен уже в честь Димитрия Солунского. В 1935 году каменную Алексеевскую церковь в Горубново закрыли, а после Великой Отечественной войны переоборудовали в клуб. К сожалению, в советские годы было утрачено убранство храма, многие элементы которого, по воспоминаниям старожилов были выполнены из фарфора.

Село Горбуново, как и знаменитые Вербилки, исторически относилось к Дмитровскому уезду Московской губернии. В 1800-1806 годах сотрудник фабриканта Франца Гарднера Карл Яковлевич Милли основал собственную фабрику в Горбуново Дмитровского уезда, которую в 1811 году выкупил московский купец (впоследствии дворянин) Алексей Гаврилович Попов. В то время в России работало всего около 40 фарфоровых предприятий, однако производство в Горубново при новом владельце достигло небывалого успеха. И. В. Лазаревский в книге «Среди коллекционеров» 1922 года писал: «В тридцатых и сороковых годах [XIXвека] достигает своего наивысшего расцвета завод А.Попова, самый значительный и самый интересный из всех русских фарфоровых заводов середины прошлого века».

Залогом успеха фарфорового предприятия были смекалка и художественное чутье его владельца Алексея Гавриловича Попова. Он безупречно выстроил техническую часть фабрики, лично входил во все детали производства, вникая в работу мастеров и художников. Исследователи полагают, что Попов отыскал для своего завода наиболее одаренных мастеров округи. Большим спросом пользовалась прочная и нарядная чайная, «трактирная» посуда. Известность получили «хлебосольные» блюда (для подношения хлеба и соли) с яркой росписью и орнаментом, чайники, сахарницы, сливочники, а также чернильницы и вазы.

Кроме посуды и сервизов на заводе производились уникальные статуэтки, которые реалистично отражали русские национальные мотивы. Это были образы деревенских жителей, горожан, военных, арлекинов, казаков, пляшущих вприсядку мужиков, танцующих девушек в сарафанах. Мастера поповской фабрики делали и сложные группы фигур. Вот некоторые популярные сюжеты: два боярина за игрой в шахматы, дама за клавесином, сцена басни Крылова «Демьянова уха», «Старик, плетущий лапти» и другие. По мнению искусствоведов, статуэтки с народными типами фарфорового завода Попова повлияли на промысел деревянной резной Сергиево-Посадской игрушки, ведь Хотьковский монастырь – место паломничества к могиле родителей преподобного Радонежского чудотворца, и сама Троице-Сергиева лавра находились неподалеку от Горбуново.

После смерти Алексея Гавриловича предприятие перешло к Дмитрию Алексеевичу и Татьяне Алексеевне Поповым, а затем к сыновьям Дмитрия: Василию, Ивану, Алексею и Николаю. Дети и внуки А.Г. Попова, увы, не смогли продолжить успех его дела. Уже в 1860-х годах завод был отдан в аренду купцу Жукову, а вскоре вовсе был продан другим хозяевам. Фарфоровым предприятием некоторое время владели Рудольф Федорович Шредер, армянин Халатов, купец Василий Иванович Фомин. При нем в 1875 году фарфоровое производство было остановлено окончательно, а формы изделий и рецепт красок проданы конкурентам. В конце XIXстолетия помещения фабрики были переоборудованы под бумаго-ткацкое и красильное производство. В селе Горбунове находилась богадельня, которая и при новых хозяевах фабрики содержалась на проценты с капитала еще прежнего владельца и храмоздателя А.Г. Попова. Последними до революции хозяевами на тот момент уже ткацкой фабрики в Горубново были братья Сазоновы.

Слава фарфоровому производству А.Г. Попова пришла почти с самого начала предприятия. Уже через четыре года после приобретения Поповым фабрики в Горбуново «Северная почта» в выпуске от 6 января 1815 года писала о трех фарфоровых фабриках Москвы и Московской губернии (Гарднеров, Алексея Попова и Дмитрия Насонова), где искусство мастеров не уступало иностранцам. После подробного описания гарднеровской фабрики в этом номере «Северной почты» говорилось: «В том же уезде состоящая фабрика купца Попова, хотя существует и не так давно, как фабрика гг. Гарднеров, но достигла также большого совершенства в своих изделиях. Как состав массы, так равно живопись, делает честь вкусу фабриканта и умению его сделать все свои украшения в своих произведениях так, что они составляют одно целое, прельщающее взоры знатоков».

К сожалению, производство, успешно начавшееся в начале XIXвека, бесследно исчезло в конце столетия. Сегодня нет ни фарфорового завода, ни даже самого села Горбуново. Алексеевский храм, в подклете которого погребен храмоздатель А.Г. Попов, остался церковным памятником некогда знаменитого фарфорового производства в Подмосковье.