История изразцовых икон села Аверкиево
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Над входом в Троицкую церковь села Аверкиево с внешней стороны стены можно увидеть две старые иконы, выполненные в изразцовой технике. Это единственные святыни, пережившие закрытие храма и советские годы. В статье вы узнаете, почему изразцы церкви в Аверкиево можно считать уникальными, и что связывает этот храм с «Девочкой с персиками» Валентина Серова.
Керамические иконы – это достаточно редкое явление в православной церкви. Как правило, такие образы помещались с внешней стороны стены храма. Тем не менее, одним из древнейших ликов Иисуса Христа считается отпечаток на глиняной доске, который получил имя «Керамидион». Происхождение этого образа связывают с царем Авгарем – правителем одного небольшого государства, существовавшего на Ближнем Востоке в первом веке. По преданию Авгарь страдал неизлечимой болезнью и, услышав молву о необыкновенном чудотворце из Палестины, решил отправить к нему своего посла. Встретив гонца Авгаря, Иисус отер свое лицо мокрым полотенцем и отдал его в дар царю. На ткани чудесным образом проявились черты Христа, а когда посланник вернулся в свой город и передал это полотенце Авгарю, болезнь царя отступила. В благодарность за эти чудеса Авгарь поместил полотенце с ликом Христа над воротами своего города, чтобы всякий входящий мог поклониться образу великого чудотворца. Спустя годы христиане и их святыни в этой стране оказались под угрозой уничтожения, поэтому местный епископ спрятал лик в специальной нише в городской стене, заделав ее глиняной доской. Когда опасность гонений прошла, нерукотворный образ решили размуровать. Тогда и было обнаружено, что лик Христа чудесно отобразился во второй раз, теперь уже на керамической доске.
Керамические иконы Спасителя и Богородицы в селе Аверкиево подобно легендарному «Керамидиону» также пережили времена гонений, угрозу уничтожения и чудом сохранились на стене церкви. Старожилы села вспоминают, как в тридцатых годах двадцатого века власти вынесли из церкви все иконы на улицу и сожгли их на кострах. До керамических икон, которые были прикреплены высоко над входом в храм, было, видимо, не так просто добраться. Тем не менее, вандалам удалось выбить и уничтожить икону святого Иоанна Крестителя, а на изображении Иисуса Христа сколоть лицо. Много лет храм стоял в запустении, а к концу двадцатого века от него остались, по сути, одни развалины. Уже в наше время из стены церкви случайно выпал фрагмент керамики. Это незначительное, на первый взгляд, событие имело неожиданные последствия.
О Троицкой церкви в Аверкиево было известно, что ее построил промышленник Александр Самарин в память о скоропостижно скончавшейся супруге Вере. Вера Мамонтова – это дочь мецената Саввы Мамонтова и та самая «Девочка с персиками» с картины Валентина Серова. Она умерла в 1907 году в возрасте тридцати двух лет, а в 1909 году Самарин начал строительство храма. Родиной Самарина был город Богородск, но строить церковь он решил именно в Аверкиево, где супруги построили себе усадьбу. Церковное начальство на просьбу Самарина о строительстве новой церкви ответило неохотно. Ему указали, что в округе и без того есть два храма, включая вместительную церковь Троицы в Чижах. Самарин настоял на своем, заверив церковные власти, что все финансовые издержки возьмет на себя. Могли ли изразцовые иконы принадлежать знаменитой керамической мастерской в Абрамцево, где, как известно, хозяином был отец покойной? Долгое время ответа на этот вопрос не было. Однако в 2013 году, после того, как на землю упала изразцовая плитка, удалось доказать нечто большее: часть декора была выполнена по эскизам самого Михаила Врубеля. Это сыграло ключевую роль в выделении денег на реставрацию храма, руины которого долгое время стояли почти без всякой надежды на восстановление.
Рассказывает прихожанин церкви Павел Кашин: «Когда я приехал с выпавшей плиткой в музей Абрамцево, меня сначала чуть не подняли на смех. Я сделал смелое предположение, что изразцы создал Врубель. Основания так считать у меня были, потому что у храма была история, связывающая его с Абрамцево, и наверняка у этой истории имелось продолжение. Сотрудники музея сказали мне, что эти догадки рассматривать никто не будет. Только благодаря настойчивости меня пропустили к главному хранителю музея-усадьбы Елене Филипповне Моховой. Елена Филипповна провела меня в свой кабинет и сказала: «Павел, поймите, каждый год в Абрамцево приезжают тысячи людей и говорят, что нашли неизвестную работу Врубеля или Серова, но чудес не бывает, эти работы не имеют отношения к нашим художникам». Я достал плитку и протянул ей. Елена Филипповна, улыбаясь, взяла ее и стала рассматривать. Она долго крутила изразец в руках, и постепенно ироническая улыбка на ее лице стала сменяться удивлением. Она вспомнила, что такие же изразцы стоят на камине, который реставрировал Врубель в главном доме усадьбы. Мы пошли в главный дом, приложили плитку к камину, и они, действительно, оказались точно такими же. До этого наш приход обращался во все возможные инстанции, чтобы нам помогли с восстановлением храма, но везде нам отвечали отказом. Так продолжалось из года в год, а храм все разрушался. После того, как в Абрамцево подтвердили авторство Врубеля, наш храм заметили и, наконец, выделили деньги на его реставрацию».
По эскизам Врубеля были выполнены декоративные элементы с узорами в виде лебедей и цветов, а сами иконы сделаны в мастерской Петра Кузьмича Ваулина. Ваулин позже переехал в Санкт-Петербург, он изготовил многие известные майоликовые панно для богатых владельцев домов в обеих столицах. Его изразцы украшают здание Ярославского вокзала в Москве. Верующие Аверкиево предполагают, что сохранившиеся изразцы – это малая часть тех, что были до революции. Возможно, храм был украшен с внешней стороны целыми поясами керамических плиток. На сегодняшний день сохранилось только три врубелевских изразца и два панно в виде икон мастера Ваулина. Художник Вадим Сташкевич уже в наше время украсил стены храма несколькими своими изразцами в тех местах, где, возможно, когда-то были утрачены плитки.
Еще одной почитаемой святыней Аверкиево, о которой стоит упомянуть, является целебный источник, расположенный в паре километров от храма в лесу. Вода из этого источника притягивала к себе людей еще в те годы, когда церковь была закрыта. В наши дни сложилась местная традиция проводить крестный ход на источник из Троицкой церкви. Шествие с иконами и хоругвями проводится второго августа в день Ильи Пророка, когда в Аверкиево отмечается день села.