Михаило-Архангельский храм в Коломне

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Церковь Архангела Михаила является самой большой и вместительной среди церквей Коломны. Храм приобрел свой нынешний облик после капитальной перестройки прежнего каменного здания в 1830-е годы. Проект реконструкции храма принадлежал знаменитому московскому архитектору Ф.М. Шестакову, работавшему в стиле классицизм. До революции к Михаило-Архангельскому храму была приписана часовня мученика Иоанна Воина при городской тюрьме. В 1936 году Михайловская церковь была закрыта, а ее помещения до 2007 года принадлежали городскому краеведческому музею.

Еще в XVIстолетии в Коломне существовало два деревянных храма с похожими посвящениями: в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и в честь Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных. Между Маринкиной и Грановитой башнями Коломенского кремля когда-то были пробиты ворота, названные по расположенным неподалеку церквям Михайловскими. Выросшая напротив этих ворот слобода также получила имя Михайловской. Здесь в 1700 году был построен первый каменный Михаило-Архангельский храм, который в XIXвеке несколько раз перестраивался и расширялся.

Осенью 1870 года викарий Московского митрополита епископ Можайский Игнатий совершил поездку в Коломну, во время которой поклонился святыням многочисленных церквей этого подмосковного города (их на тот момент насчитывалось 19). В отчете об этой поездке указывалось, что храм в честь Собора архистратига Михаила и прочих сил бесплотных был построен в 1833 году на средства купцов Романа, Авксентия, Якова Колесниковых и Вавилы и Василия Константиновых. На 1870 год, кроме главного Михайловского престола, в храме было еще два – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей. Впоследствии были устроены еще два придела: мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также преподобного Серафима Саровского.

Чтимой святыней Михаило-Архангельского храма до революции была икона Казанской Божией Матери, в честь которой в 1860-х годах в церкви был устроен придел. Икона также дала название Казанскому приходскому попечительскому обществу, которое собирало средства для помощи бедным, занималось устройством при церкви богадельни и школы, организовывало поездки по святым местам. Организатором попечительства был настоятель храма в 1901-1912 годах священник Панкратий Милославин. При нем в 1906 году вскоре после канонизации преподобного Серафима Саровского в большом храме был устроен пятый придел в честь недавно прославленного угодника.

Отец Панкратий Милославин родился в 1876 году в Москве в семье псаломщика. По семейному преданию мать будущего пастыря еще до его рождения дала обет Богу посвятить сына церковному служению. Старший ребенок беременной женщины тяжело заболел скарлатиной. Врачи не верили, что тот выживет, но неожиданно малыш пошел на поправку, а мать благополучно родила второго мальчика, которому дали имя в честь великомученика Панкратия. В детстве Панкратий мечтал стать моряком или музыкантом, но узнав про обет матери, проявил послушание и поступил в семинарию.

После окончания духовной семинарии Панкратий женился на дочери коломенского священника Николая Федоровича Розова и принял священнический сан. Дед супруги служил при Михаило-Архангельской церкви еще с середины XIXвека. Затем должность настоятеля в коломенской церкви принял тесть Милославина, а в 1901 году настоятелем вместо почившего священника стал сам отец Панкратий. Его служение было отмечено оживлением приходской жизни, просветительской работы и благотворительности.

Незадолго до революции отец Панкратий был переведен из Коломны в храм Успения Богородицы в Гончарах в Москве. Уже в 1919 году священник вместе с семьей бежал из охваченной голодом Москвы к родственникам. Отец Панкратий с женой и восемью детьми остановился в селе Доброе Тамбовской губернии. Во время гражданской войны эти территории часто переходили из рук в руки. После отступления белогвардейцев Доброе заняли части Красной армии. Священник был арестован и за мнимую контрреволюционную работу приговорен к 10 годам тюрьмы. Однако никаких сведений о дальнейшей судьбе бывшего настоятеля коломенского храма Архангела Михаила не осталось. Вероятно, в 1919 году он был расстрелян.

Исследователи, писавшие о Коломне, отмечали архитектурные достоинства верхней части Михаило-Архангельской церкви. О.П. Булич писала: «Невольно останавливает на себе внимание художественной обработкой классических мотивов округлый, обрамленный рядом тонких коринфских колонок, верх Архангельской церкви… Впечатление этого верха заставляет забыть общую растянутость всего здания». К.Г. Вагнер и С.В. Чугунов в книге «По Оке от Коломны до Мурома» отмечали не только высокое качество архитектуры церкви, но и ее почти светский облик, напоминающий, если не считать нарядный купол, гражданскую постройку. И действительно, с 1936 по 2006 год закрытый храм исполнял функции светского учреждения.

27 июня 1936 года в бывшей церкви Архангела Михаила (его колокольня была разрушена) был открыт отдел Коломенского музея революции. На торжественном открытии нового музея побывал известный польский коммунист Феликс Кон. Отдел, разместившийся в здании церкви, был изначально посвящен событиям 1905 года в Коломне. В газетах того времени музей в бывшей церкви описывали так: «Светлый просторный зал. Стенды красные, голубые, зеленые, черные – на фоне серого холста прекрасно гармонируют со строгими архитектурными линиями помещения».

Примерно в 20 метрах от Михаило-Архангельского храма в середине XIXвека была воздвигнута часовня святого Иоанна Воина с чтимой иконой этого святого. Часовня находилась в ведении Коломенского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета, а духовное окормление заключенных осуществляли священники из ближайшей Михайловской церкви. В советские годы часовня Иоанна Воина была сильно перестроена и соединена с одним из корпусов тюрьмы.

Часовня Иоанна Воина была второй по счету на Гражданской улице (бывшей улице Поповской). В старой Коломне было множество часовен, и в каждой хранилась своя чтимая реликвия. В книге О.П. Булич 1928 года дано характерное для того времени ироничное, но при этом содержательное описание религиозных обычаев жителей дореволюционной Коломны: «Развлечением [мещан] служили частые крестные ходы, да хождения по многочисленным часовням города, известным своими «чудодейтсвенными» свойствами: к Параскеве Пятнице (часовня у Пятницких ворот) ходили избавляться от зубной боли, в часовню Ивана-Воина (Поповская улица) шли жаждущие «утешения» сердца и исправления денежных дел, а к Страстной Божией Матери (вторая часовня на Поповской улице) приходили с молитвой об исцелении младенца».

В справочнике «Памятники архитектуры Московской области» Михаило-Архангельский храм отмечен как «один из лучших в городе памятников архитектуры зрелого классицизма». Хотя исторически главным коломенским храмом считался Успенский собор в кремле, о большом значении Михайловской церкви говорил тот факт, что в конце XIXстолетия должность церковного старосты здесь исполнял городской глава Коломны.