Никола Можайский – святой с мечом в руке

14:58, 12 декабря 2016

Святой Николай – христианский святой, почитаемый во всем мире. Он родился в третьем веке и был епископом в одном из греческих городов Малой Азии. Изображения этого святого в разных странах схожи. Николай предстает на иконах, как правило, в образе старца в священнических одеждах, одна рука которого сложена в жесте благословения, а другая держит книгу Евангелия. В ином облике предстает перед нами Никола Можайский. О том, при каких обстоятельствах в древнем городе Можайске появился столь самобытный и популярный в России тип иконографии древнего святого, читайте в статье.

На самой первой скульптуре Николы Можайского, вырезанной в пятнадцатом веке из дуба, кроткий священнослужитель неожиданно получил в руки вместо Евангелия маленькую крепость с церковью и меч. Традиционно Николай Угодник считался добрым помощником бедных, путешествующих и сирот. В Можайском же его образе вооруженный мечом святой приобрел грозный и воинственный вид. Появление необычного для иконографии Николая Чудотворца облика связывают с легендой о чудесном спасении города от внезапного нападения врага. Можайцам, чей город являлся важным оборонительным укреплением на западных границах Руси, было привычно ожидать угрозу со стороны литовцев и поляков. Однако в начале пятнадцатого века жители города столкнулись с не вполне «естественным» для себя врагом – к городу подошел отряд татарского хана Едигея. Кочевники успели сжечь церковь и многие дома, но это было последнее разорение. Когда враги вновь подошли к городу, в воздухе над Никольским собором Можайска появился сам святой Николай. В одной руке он держал меч, а в другой – крепость и церковь. Пораженные страшным видением, враги в спешке бежали из города, а жители Можайска в благодарность за чудесную помощь святого вырезали из дерева икону, на которой запечатлели Николая Чудотворца в том виде, каким запомнили его в видении.


Считается, что с тех пор до самого Смутного времени Можайск оставался неприступным для завоевателей. Два интересных варианта одного и того же старинного предания приводит в своей заметке, посвященной святыням Можайска, дореволюционный автор А. Н. Величков. Согласно первому, литовский канцлер Радзивилл, захвативший во время одной из битв скульптурный образ Николы Можайского, якобы вспоминал следующее: «Николая Чудотворца взял с собой и пошел я старой дорогой на Смоленск… Остановился я здесь на Куньем бору. И когда я был на том стане, пришел на мой скот и на моих коней гнев Божий, великий падеж, так что кони у меня все выпали, – за такое мое прегрешение, что я взял Николая Чудотворца Можайского… отсек ему ухо своей саблей, и было тогда великое чудо: кровь потекла из головы его, и тогда я очень испугался… и клялся, что поставлю его опять в Можайск». Утром литовец обнаружил, что отсеченное им ухо как бы вновь приросло к голове изваяния, а на мече святого он увидел надпись на русском языке «Я есть великий Николай Чудотворец».

В другом варианте этой же истории ухо иконе отсек польский король, который отступая из Москвы, украл в Можайске из собора образ святого и старинное дорогое паникадило, то есть храмовую люстру. После святотатства солдаты короля стали слепнуть, а их кони умирать. Когда в польской армии осталось в живых только два королевских коня, монарх взмолился перед Николаем, прося помиловать его и позволить уйти в польские земли. Величков приводит интересный факт, косвенно подтверждающий достоверность этого предания. Вплоть до 1820 года Никольскую церковь Можайска украшали подаренные неким знатным человеком пять серебряных лампад с надписью на польском языке, в которой он благодарил за излечение от слепоты.


В 1812 году Никольский собор Можайска был вновь осквернен, на этот раз уже французами. Образ святого удалось спасти, зарыв его в земле. После войны с Наполеоном взамен обветшавшего храма на том же месте был построен новый грандиозный собор в экзотическом стиле «русской готики». В столь непривычном для православного зодчества облике храма некоторые усматривают якобы и нехристианские символы. Например, с внешней стороны стен можно увидеть узор из шестиконечных звезд, напоминающих символ иудаизма. Стоит отметить, что такого вида звезду можно обнаружить во многих культурах и религиях, в том числе и на памятниках и орнаментах древних христиан. Существует мнение, что звезда истолковывалась христианами первых веков в своем ключе. Шестиконечная звезда состоит как бы из двух треугольников. Вершина первого треугольника смотрит вверх, а другого – вниз. Верхний треугольник обозначал для христиан божественную природу Иисуса, а нижний – человеческую, в то время как треугольники символизировали Троицу. Несомненно, что шестиконечным звездам очень часто и вовсе не придавали какого-то особого значения. Например, две такие звезды есть на гербе города Коломна, а на некоторых немецких надгробиях, которые можно увидеть, например, на Введенском кладбище в Москве, шестиконечная звезда просто обозначала дату рождения погребенного, а напротив даты смерти ставился крест.

Образ Николы Можайского после многих чудес, случившихся в подмосковном городе, стал так любим верующими, что его копии распространились по всей стране. Не исключением стала и Москва. «Плоский» вариант Николы Можайского появился в нише одной из башен московского кремля, получившей название Никольской. Символично, что именно через эти ворота въезжало в кремль народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским после победы над поляками. Бои вокруг Никольской башни развернулись и вскоре после революции 1917 года. Красноармейцы прицельно стреляли из тяжелых орудий по башне и иконе, чтобы разбить укрепившихся в кремле юнкеров. Несмотря на повреждения, образ Николая Чудотворца уцелел, но вскоре новая власть решила избавиться от религиозных символов на кремлевских стенах. Икона исчезла с башни, и долгие годы никто не мог рассказать ее дальнейшую судьбу. Несколько лет назад исследователи выяснили, что святой Николай никуда не делся, а многие десятилетия был «замурован» в башне под толстым слоем штукатурки. Сегодня отреставрированный образ можно вновь увидеть на своем законном месте. Легендарная резная икона Николы из Можайска, которая стала прототипом для бесчисленных образов и статуй из дерева, сегодня также находится в Москве. В советские годы полутораметровую скульптуру пятнадцатого века перевезли из Можайска в Третьяковскую галерею.

© 2019 Права на все материалы сайта принадлежат mosregtoday.ru
вверх