Святой покровитель Коломны и его родовой храм
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Выдающийся церковный деятель XIX века святитель Филарет Дроздов родился в подмосковной Коломне. При его активном участии Библия была впервые переведена на литературный русский язык. Этот перевод, получивший название «синодального», сегодня является самым распространенным русским текстом главной книги христиан. Предки Филарета по материнской линии были православными священниками в Богоявленской церкви коломенской Гончарной слободы. Эта церковь сохранилась до наших дней.
Перевод Библии и тайное завещание Александра I
«Коломна – благословенная родина Василия Михайловича Дроздова. Некогда – житница Москвы… блюдет духовное семя в своем уроженце, грядущем пастыре-проповеднике, семя веры, любви, чистоты, мудрости, знания, красноречия – на питание православной паствы плодами духовными» – так писал о митрополите Филарете в своих воспоминаниях его знакомый Николай Сушков. Василий Михайлович Дроздов – в монашестве Филарет – более пятидесяти лет находился на московской кафедре. После отмены титула патриарха царем Петром I и переноса столицы в Санкт-Петербург, значение московского митрополита, безусловно, уменьшилось, однако эта должность и далее считалась одной из ключевых в русской церкви. За время своего церковного служения Филарет участвовал в коронации двух императоров: Николая I и Александра II.
Особые доверительные отношения сложились у святителя с Александром I. Некоторые историки отмечали и знаковое совпадение – царь и митрополит скончались в разные годы, но в один день 19 ноября. Именно при Александре Павловиче было создано Русское библейское общество, ставившее своей целью перевод Библии на понятный, «современный и общевразумительный» русский язык. Филарет, владевший еврейским, греческим и другими языками, стал одним из тех, благодаря кому перевод был осуществлен. Филарет предлагал создать русский перевод Библии исключительно для домашнего чтения, а за богослужением должен был остаться прежний церковно-славянский вариант. Тем не менее, многие консервативные представители духовенства обвинили Филарета чуть ли не в протестантизме, и при воцарении Николая I сумели заставить митрополита остановить работу над переводом. Вновь поднять вопрос о продолжении работы над русским текстом Библии Филарет смог только тридцать лет спустя, после смерти императора Николая Павловича.
Отношения между Николаем I и митрополитом Филаретом были непростыми, несмотря на то, что московский святитель сыграл не последнюю роль в истории восхождения на престол этого монарха. Согласно закону о престолонаследии, после бездетного Александра I, трон должен был перейти следующему по старшинству брату царя – Константину. Тем не менее, Александр незадолго до кончины решил составить тайный акт, в котором в обход законного наследника передавал власть младшему брату Николаю. О существовании этого документа знало всего три человека, включая митрополита Филарета. Именно ему Александр поручил хранить конверт с актом в Успенском соборе московского Кремля и вскрыть его в случае смерти. После неожиданной кончины Александра в Таганроге наступило время передать власть Константину. Когда Филарет вскрыл конверт с завещанием скончавшегося царя, присягнувшее Константину население обеих столиц заставили присягать повторно, но уже Николаю. Эта путаница вызвала большое смущение у подданных, а заговорщики-декабристы посчитали неопределенность во власти удачным моментом для восстания.
Родовой храм в Гончарной слободе
Будущий святитель родился на следующий день после праздника Рождества Христова в 1782 году в доме своего деда, который был священником Богоявленской церкви Коломны. В этой церкви служил также прадед и родной брат святого. Отец будущего митрополита также являлся коломенским священником, но служил на других приходах. Сначала он числился дьяконом Успенского собора, а потом стал настоятелем Троицкой церкви на Репне.
Богоявленский храм сегодня является украшением посадской части исторического центра города. Церковь голубого цвета с пятью маленькими главками находится вблизи железнодорожной станции «Коломна» на Гончарной улице. Здесь особо почитают святителя Филарета, поэтому на внешней стене храма помещена мозаичная икона святого. Прихожане считают, что благодаря невидимому заступничеству митрополита Филарета, церковь Богоявления никогда не закрывалась, и даже в тяжелые годы репрессий здесь проходили службы. В советский период родовой храм святителя Филарета Дроздова оставался единственным действующим в городе и даже считался главным собором московской областной епархии. Внутри храма сохранилось дореволюционное убранство: старинные иконы и замечательный иконостас XVII века.
«Самые камни отечественного града любезны»
Будущий митрополит Филарет – в миру Василий Дроздов – покинул родную Коломну в возрасте восемнадцати лет и поступил на обучение в Троице-Сергиеву лавру. Талантливого семинариста очень скоро заметил московский митрополит Платон Левшин. Василию поручили преподавать еврейский и греческий языки, а также поэзию и риторику. Литературные навыки пригодились святому и в будущем, когда он вступил в краткую поэтическую переписку с Александром Сергеевичем Пушкиным из-за стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…» Когда Василий завершил необходимый курс обучения, коломчане стали упрашивать духовное начальство вернуть земляка обратно в Коломну, чтобы сделать его священником одной из местных церквей. Митрополит Платон отвечал им: «Дам я вам его, но я его берегу на свое место». В 1821 Филарет был назначен архиепископом Московским и Коломенским.
Вскоре после своего назначения Филарет впервые за многие годы приехал в родной город. Первым делом он направился к Успенскому собору Коломны, где поклонился храмовым иконам, и хотел было сказать проповедь с амвона. Однако из-за народного шума архиепископ был вынужден прервать речь и удалиться. Только на следующий день во время литургии Филарету удалось произнести проповедь до конца. Эта речь отражала его любовь к Коломне: «По неисповедимым судьбам Божиим, видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет… желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к отчизне… самые камни отечественного града любезны, мил даже прах путей его. Сердце мое готово теперь воспевать сему граду песнь, которую воспевали…Иерусалиму». Проповедь произвела на горожан столь сильное впечатление, что по просьбам людей ее напечатали в большом числе экземпляров. После службы Филарет посетил коломенское духовное училище, где задал учащимся перевести на латинский язык фразу: «В шуме народа не слышен глас истины», намекая на то, как в первый раз его не захотели слушать в соборе.
Отец святого был похоронен на Петропавловском кладбище. В 1960-е годы старинный некрополь был уничтожен и превращен в мемориальный парк, однако место, где были погребены родные Филарета, не потерялось. Сегодня возле церкви Петра и Павла на территории парка можно увидеть памятный крест с именем отца, брата и других родных святого. Отец был для Филарета непререкаемым авторитетом на протяжении всей жизни. За два месяца до своей смерти Филарет увидел сон, в котором ему явился покойный родитель и велел «наблюдать число 19». Утром святитель сообщил о сне своему другу настоятелю Троице-Сергиевой лавры Антонию. Лаврский игумен посоветовал не принимать сон всерьез, но митрополит Филарет заметил, что явившийся был его отцом, «чьим велениям с детства привык повиноваться». Скончался Филарет 19 ноября 1867 года и был похоронен в Троице-Сергиевой лавре. В 1994 году митрополит Филарет Дроздов был прославлен церковью в лике святых, хотя всенародное почитание возникло задолго до этого официального решения. Его мощи были перенесены в 2004 году в Москву в Храм Христа Спасителя и находятся там и сегодня.