Васильевский погост у реки Пахры

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

В городском округе Подольск недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находится древний Васильевский погост, где когда-то стоял храм Николая Чудотворца. В начале XIV столетия эти земли принадлежали семье святителя Алексия (Бяконта). Существует версия, что именно в этом подмосковном уголке появился на свет будущий святитель, занимавший первосвятительскую кафедру в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, вероятно, родились и сестры свт. Алексия – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в фамильных землях выдающегося иерарха был явлен резной образ Николая Чудотворца, хранившийся долгое время в церкви Васильевского погоста. После упразднения церкви на погосте, икону, получившую имя Николы Пахринского, переместили в Знаменский храм села Захарьино Подольского уезда.

Родина святителя Алексия Московского

В первой половине XIIIстолетия южные русские земли и некогда славные города Киев, Чернигов, Переяславль опустошили пришедшие из степей кочевники. В 1299 году из разоренного Киева переселился во Владимир митрополит Максим, а вслед за ним последовали многие беженцы из числа духовенства, бояр и простого народа. Одним из таких переселенцев стал черниговский боярин Федор Бяконт, прибывший в Москву с женой Марией, слугами и всем двором. Боярин Федор поселился на окраине Владимирского княжества в Москве, которая при своем правителе Данииле Александровиче только начала приобретать значение объединительного центра русских земель. В 1304 году у боярина Федора и его жены Марии родился сын-первенец, которого нарекли по обычаю двумя именами: Елевферием и Симеоном (по святым, выпавшим на день рождения и на день крестин). Восприемником Елевферия Бяконта – будущего святителя Алексия – стал молодой московский князь Иван Данилович Калита.

Боярин Федор Бяконт был пожалован князем вотчинами к югу от Москвы у бывшей Ордынской дороги недалеко от нынешнего города Подольска. Федор Бяконт должен был устроить вблизи своего села Васильевского оборонительные сооружения на дороге, ведущей из Орды в Москву. На этом важном военном рубеже боярин контролировал переправу через Пахру, собирал пошлины на таможенной заставе, встречал послов и гостей.

Связь Васильевского погоста и окрестных деревень Бяконтово, Плещеево, Ордынцы с семьей святителя Алексия Московского отмечали исследователи до революции и в советский период. Историк С.Б. Веселовский писал: «Километрах в семи от Подольска находится ныне небольшая деревня Бяконтово, а ближе к Подольску, в четырех километрах, на Пахре, другая небольшая деревня – Плещеево. В начале XIVвека эти селения были вотчинами Федора Бяконта, а затем его сына Александра Плещея…». Александр Плещей, прозванный так за свои широкие плечи, был младшим братом святителя Алексия.

До Веселовского об этой связи писал священник, краевед и метеоролог Николай Евграфович Сироткин в историческом очерке «Захарьино-Знаменское Подольского уезда». Сельцо Ордынцы, по мнению Н.Е. Сироткина, «было вотчиною самого св. Алексия митрополита Московского», деревня Бяконтово «была вотчиною родителя св. Алексия», сельцо Плещеево «было вотчиною дяди св. Алексия». В 1814-1815 годах Ордынцы и Бяконтово были исключены из прихода села Васильевского и зачислены в приход Захарьинской церкви, а в 1826 году в связи с «закрытием» села Васильевского к церкви в Захарьино перешло и Плещеево.

Современный исследователь истории Васильевского погоста священник Николай Киселев предположил, что именно здесь на берегах Пахры и Лопенки родился Елевферий Бяконт. В двенадцать лет произошло описанное в житии призвание отрока – когда юноша расставлял силки для птиц, услышал голос: «Алексий, зачем понапрасну трудишься? Отныне будешь ты ловцом людей». Став московским первосвятителем (формально он носил титул митрополита Киевского и всея Руси), Алексий не раз проезжал по Ордынской дороге мимо родных мест и, возможно, останавливался в вотчине братьев в Васильевском, молился в местном храме, который в ту эпоху имел посвящение святителю Василию Великому.

Никола Пахринский-Лопинский

В конце XIVили в начале XVвека произошло чудесное событие, после которого храм на Васильевском погосте был обновлен и переосвящен в честь святителя Николая Чудотворца. По преданию местные жители обнаружили вблизи нынешнего села Стрелково плывущий против течения Пахры образ святителя Николая. Вынув святыню из воды, ее поместили в Васильевской церкви на погосте. Чудотворный образ, получивший имя Лопенского и Пахринского, почти триста лет хранился в церкви Васильевского погоста.

В 1783 году Никольский храм на погосте обветшал и святыню передали в Знаменскую церковь села Захарьино. В 1815 году старый деревянный храм на погосте был разобран, а на его месте построили каменную часовню в честь Николая Чудотворца. В Знаменскую церковь Захарьино вслед за святыней переместился престол и антиминс из упраздненного храма на погосте. На новом месте чудотворная икона Николая Чудотворца находилась до 1940 года, а после того как захарьинский храм закрыли и разграбили, святыня была утрачена. Примерно в то же время была разобрана и каменная часовня на Васильевском погосте.

Помимо Никольской церкви на Васильевском погосте был еще один храм, поставленный в память о чуде на Пахре: в 1705 году в соседнем селе Стрелково у места обретения образа, на средства Андрея Матвеевича Апраксина был отстроен каменный Никольский храм. До революции в церкви села Стрелково почитался свой «список» резного Николы Пахринского, внешне напоминавший иконографический тип Николы Можайского.

Сегодня на Васильевском погосте создан церковно-исторический мемориал. На месте разрушенной в советские годы часовни поставлена новая часовня из дерева (приписана к Никольской церкви в Стрелково). Собраны в порядок сохранившиеся старинные каменные надгробия бывшего кладбища Васильевского погоста. Установлен крест с мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца в память русских воинов, погибших в боях у переправы через Пахру в 1812 году. По инициативе священника Николая Киселева был воссоздан и резной образ Николы Пахринского, благодаря старой фотографии начала XX века. В 2005 году новый образ поместили в Никольском приделе церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Захарьино, где до 1940 года хранился оригинал святыни.