Воскресенский собор в Рузе

Антон Саков / Подмосковье Сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]

Пасха – это главный праздник в Православной Церкви, а для подмосковных церквей, посвященных Воскресению Христову, двойное торжество. Однако по церковному обычаю престольные праздники у таких храмов выпадают не на саму Пасху, а на 26 сентября, когда вспоминается освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, совершившееся в 335 году в царствование римского императора Константина Великого. Осенний праздник получил название Воскресения Словущего. Об одном из таких подмосковных храмов – исторически главном соборе города Рузы – мы расскажем в этой статье.

В материалах церковного историка В.И. Холмогорова значится, что собор Воскресения Христова существовал в Рузе издревле, но был разрушен, как и многие другие храмы, в Смутное время. «В Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто», – отмечалось в писцовых книгах 1628 года. Фраза «внутри города» означала, что первый собор находился не там, где стоит нынешний храм, а внутри городской крепости на валу. В то же время на посаде, на месте нынешнего Воскресенского собора, в начале XVIIвека существовала другая церковь – Николая Чудотворца, которая и стала числиться соборной вместо исчезнувшей на «городке».

В 1712 году прихожане Никольской церкви Рузы подали в Патриарший казенный приказ прошение о постройке новой каменной церкви: «Державшнейший царь, государь всемилостивейший! В прошлых, государь, годех была в городе Рузе соборная церковь Воскресения Христова, а ныне в городе соборныя церкви нет, да в городе же Рузе церковь приходская Николая Чудотворца деревянная ветха, и города Рузы и всяких разных чинов люди вкладчики обещали вновь ту соборную церковь Воскресения Христова построить каменную, да в приделе к той соборной церкви приходскую церковь Николая Чудотворца теплую, и просили… построить вновь каменную близ торгу, на погосте Николая Чудотворца». Прошение было удовлетворено: соборная Воскресенская церковь была построена в 1721 году, а теплый Никольский придел чуть раньше – в 1717 году.

фото с сайта Воскресенского храма г. Руза

Благочестивые ружане одним делом решили сразу две давние проблемы: восстановили в городе соборную Воскресенскую церковь, уничтоженную еще в Смутное время, и обновили обветшавший приходской Никольский храм. Нынешний собор Воскресения Христова, таким образом, одновременно является преемником и первого собора, располагавшегося когда-то на городке, и Никольского храма, на погосте которого стоит. Кроме того, в каком-то смысле этот храм является «материнским» для отдельного прихода св. Димитрия Солунского, бывшего сначала приделом старинной Никольской церкви, и только с 1679 года ставшего отдельным храмом в другой части посада. Это важно отметить потому, что на исходе советской эпохи именно Димитриевский храм открылся в Рузе первым и с тех пор стал исполнять функции главного храма Рузского благочиния (стал как бы собором), в то время как исторический главный Воскресенский собор вернули верующим только в 2009 году.

Вот что писал о Рузе в «Подмосковных дорожных заметках» 1862 года Сергей Александрович Яковлев: «Едва ли можно найти еще где-нибудь более неудобную для езды дорогу, как от Москвы до Звенигорода, на которой нужно ехать, чтобы попасть в Рузу…Город небольшой и ничем незамечательный; расположен он на одном из скатов горы; строения красивы; о фабриках или мануфактурных заведениях и помину нет, – их нет в уезде. Город стоит при реке Рузе, по которой сплавляют лес в Москву реку».

Одними из тех, кто занимался сплавом древесины по реке Рузе, были купцы Стрелковы, жившие в Воскресенской слободе напротив соборного храма в собственном каменном двухэтажном доме (здание сохранилось и сегодня). Василий Климович Стрелков был в свое время бургомистром, его сын Николай Васильевич – городским головой, а внук Михаил Николаевич – ктитором Воскресенского собора. В книге «Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети XX столетия» есть такая запись: «Стрелков Михаил Николаевич – ктитор, собор Воскресения Словущего г. Руза». В клировой ведомости за 1916 год значится следующее: «Церковный староста (Воскресенского собора) потомственный почетный гражданин Михаил Николаевич Стрелков, 50 лет. Служит первое трехлетие. В виду усердной службы и полезной деятельности на пользу церкви епископом Можайским Дмитрием от 20 апреля 1916 года резолюцией разрешено ему ношение мундира Xкласса для православного духовного ведомства установленного».

Историю трагического брака отца ктитора Воскресенского собора Рузы Николая Васильевича Стрелкова мы встречаем в книге 1919 года «Горбовская хроника: по архиву семьи Щукиных». Эти купцы Щукины также скупали в округе лесные дачи, рубили лес и сплавляли его весной по реке Рузе и Москве. Глафира Алексеевна Щукина, жившая после смерти родителей на попечении старшего брата Сергея Алексеевича, в 1860 году была отдана им замуж за рузского купца Николая Васильевича Стрелкова. Сватовство и свадьба совершились, как и многие брачные церемонии в то время, стремительно и прагматично. Неведомый жених из Рузы неожиданно прибыл в дом Щукиных в Горбово с матерью и зятем, выпил чая с незамужними родственницами Щукиных, поиграл в карты, а после ужина Сергей Алексеевич сообщили младшей сестре Глафире, что за нее сделано предложение.

После того, как на следующий день гости уехали обратно в Рузу, между семьями, как между опытными купцами, начались переговоры о главном: денежной и имущественной стороне будущего брака. Вот что Сергей Алексеевич Щукин написал о выбранном женихе: «Вчерашний день любезнейшую нашу сестрицу Глафиру Алексеевну помолвили в город Рузу за купеческого сына Николая Васильевича Стрелкова в замужество. Молодой человек 22 лет, старший сын рузского купца Василия Климовича Стрелкова; торгует он в Москве лесом, дома овощная лавка; в собственном доме внизу трактир. Люди очень добрые и имеют хорошее состояние, рассчитывают их в 50 тысяч руб. серебром».

Несмотря на то, что брак был оформлен больше как торговая сделка, а молодые едва были знакомы, их союз оказался бы счастливым, если бы не случившаяся трагедия. «Муж в Глафирушке души не чаял, она тоже всем сердцем полюбила его, но умерла после первых родов, в том же 1860 году. Николай Васильевич Стрелков с ума сходил от горя», – говорится в «Горбовской хронике». Дочь Глафиры Щукиной выжила, а во втором браке у Николая Васильевича родился сын Михаил, ставший в предреволюционные годы ктитором Воскресенского собора Рузы.