Центральный радиолокатор наведения в Боблово
Фото: [Филипп Терец \ Подмосковье Сегодня]
«Ракетные леса Подмосковья» - такая формулировка периодически встречается в интернете и печатных изданиях, посвященных истории вооружения. Не согласиться с ней трудно, ведь действительно, если посмотреть на карту, то почти в каждом большом подмосковном лесу можно отыскать ракетную базу времен СССР, к настоящему моменту обычно уже заброшенную и полуразрушенную. Недавно мы побывали в одной из них на севере области близ деревни Боблово.
В 50-е годы XX века остро встал вопрос защиты Москвы от воздушной атаки потенциального противника. Этому способствовала холодная война, разгоревшийся конфликт в Корее и опыт Второй мировой войны, в годы которой широко применялись массированные авиаудары. Против армады бомбардировщиков не помогали ни зенитная артиллерия, ни истребители - они лишь ослабляли удар, но не предотвращали его. Требовалось придумать что-то кардинально новое для защиты столицы, где находились все рычаги управления огромной страной.
Сталин решил, что новая система ПВО Москвы должна быть способна отразить налет 1000 бомбардировщиков одновременно. Известный инженер и разработчик систем ПВО - Павел Николаевич Куксенко - высказал мнение, что решение такой задачи потребует усилий, сравнимых с реализацией атомного проекта, и будет возможно только при объединении последних достижений в области ракетной техники, радиолокации, электроники и других областей науки и техники. Однако в 1950 году процесс создания такой системы все же был был запущен.
Новая система ПВО получила название «Беркут» или С-25. Расчет показал, что всего нужно построить 56 зенитно-ракетных комплексов, разместив их двумя кольцами вокруг Москвы. На внутреннем кольце, расположенном в 45 километрах от центра столицы - 22 комплекса. Еще 34 на внешнем - в 90 километрах от центра. В свою очередь между ракетами должно было быть не более 12-15 километров, чтобы каждая перекрывала сектор обстрела соседних комплексов, создавая тем самым сплошную зону поражения.
Важнейшими элементами системы являлись радиолокационные станции обнаружения А-100, центральные радиолокаторы наведения Б-200 и зенитные ракеты В-300. Радиолокационные станции дальнего обнаружения «А-100Д» предназначались для получения данных воздушной обстановки на дальних (550-600 км) подступах к обороняемому объекту - таких станций было всего десять. Еще четыре комплекса «А100Б» работали в ближнем радиусе и создавали зону целеуказания. Локатор наведения Б-200 был установлен на каждом из 56 комплексов и имел 20-канальную станцию, способную навести 20 ракет на 20 целей одновременно. Если целей меньше, то осуществлялось наведение нескольких ракет на каждую цель. На каждом комплексе также была стартовая позиция с 60 управляемыми зенитными ракетами В-300.
Первые ракеты имели вес порядка трех тонн каждая, из которых масса топлива составляла тонну, порядка 250 килограммов весил боевой заряд, а еще более полутора тонн занимал корпус и габаритное бортовое оборудование. Однако 25 мая 1953 года опытный образец С-25 на полигоне Капустин Яр успешно сбил мишень, в роли которой выступил самолет Ту-4. В том же году провели боевое сравнение между новым ракетным комплексом и привычными зенитными орудиями, в ходе которого были рассеяны последние сомнения военных о том, что за ракетами будущее. В 1954 году провели новое испытание, и комплекс успешно запеленговал и сбил 20 мишеней одновременно.
Единственным минусом С-25 была чрезвычайная сложность устройства и обслуживания всей системы, а также высокая стоимость, но по своим боевым показателям, по мнению многих исследователей, на тот момент ей не было равных в мире. В США в то время создали зенитно-ракетный комплекс MIM-3 Nike Ajax, который существенно уступал советскому «Беркуту», но и стоил в разы дешевле, что позволило использовать его для защиты важных объектов по всей стране, а не только столицы. Однако система С-25 была настолько сложной, что военные не хотели ее разворачивать даже вокруг Москвы, предлагая оставить в статусе экспериментального вооружения. Конструкторы и разработчики комплекса наоборот настаивали на том, чтобы систему как можно скорее приняли на вооружение. Неизвестно чем бы закончились эти дебаты, но Никита Хрущев распорядился принять С-25 на вооружение. 7 мая 1955 года вышло соответствующее постановление ЦК КПСС, а к 1958 году всё было готово.
В этот достаточно короткий срок была проведена колоссальная работа: построены две кольцевые дороги вокруг Москвы: малая и большая бетонки. Сейчас это федеральные автодороги А-107 и А-108, но в то время их даже не печатали на картах. В непосредственной близости от дорог возвели и полностью оборудовали 56 комплексов, каждый из которых представлял собой достаточно большой объект с несколькими полузаглубленными железобетонными бункерами, замаскированные снаружи землей. По расчету они должны были выдержать даже прямое попадание 1000-килограммовой авиационной бомбы. Внутри располагались станция наведения Б-200, командный пункт, дизельная электростанция для резервного питания, а снаружи азимутальная и угломестная антенны. В отдельном укрытии были помещения для личного состава, а на расстоянии нескольких километров еще один бункер для ракет со стартовыми позициями неподалеку. Многочисленные тренировки показали, что комплекс готов к стрельбе через 13 минут после объявления боевой тревоги.
В одном из таких объектов, в прошлом имевшем позывной «Кенгуру», нам и довелось побывать в этот раз. Расположен он в лесу неподалеку от небольшой деревушки Боблово, которая в свою очередь стоит рядом с большой бетонкой - трассой А-108. Попасть в бывшую ракетную часть сейчас несложно - она полностью заброшена и никем не охраняется. Однако на массивной двери командного центра висит замок и напутственная табличка.
Судя по фотографиям в интернете, раньше эта дверь была открыта и все желающие лазали посмотреть на остатки аппаратуры, но кто-то, разумеется, не только смотрел. В итоге дверь заварили и теперь проникнуть внутрь не представляется возможным.
Рядом с закрытым бункером расположен еще один и полностью открытый. Здесь, судя по всему, и находилась 20-канальная станция наведения Б-200, рабочие места операторов и дизельная электростанция, выхлопные газы которой выходили наружу через вентиляционные трубы. Но сейчас здесь только голый обгоревший бетон и груды мусора.
В лесу неподалеку виднеются еще несколько построек - бывшие казармы, контрольно-пропускной пункт и хозблок. Стартовые позиции ракет находятся в нескольких километрах к северо-западу около деревни Бутырки, и выглядят как обычный лес со странными наполовину заросшими дорожками и площадками.
В 80-е годы на смену «Беркуту» пришла новая зенитно-ракетная система С-300, представляющая собой мобильные передвижные комплексы. Постепенно С-25 уходил в прошлое и вскоре был снят с вооружения, а большинство частей расформированы. На некоторых из них до сих пор, спустя тридцать лет, остались военные базы, но большинство медленно зарастают лесом и представляют достаточно интересные объекты для страйкболистов, любителей внедорожной езды и сталкеров.
Координаты ЗРК С-25 в Боблово: 56°22'57"N 37°1'33"E