Леший Шахмаловой горы

Филипп Терец / Подмосковье сегодня

Фото: [Филипп Терец / Подмосковье сегодня]

Много легенд сложено на просторах Подмосковья. Некоторые из них забавные, другие кажутся слишком неправдоподобными, а третьи чрезвычайно увлекают, пугают, изобилуют фактами и не дают покоя, пока в один прекрасный день не отбросишь все дела, соберешь рюкзак и отправишься в путь, чтобы узнать - правда это или вымысел. Однажды мы уже ходили по следам одной из самых известных и страшных подмосковных легенд об урочище Шушмор, а недавно нам довелось отправиться на поиски лешего.

В огромном разнообразии духов, которым поклонялись наши предки, особое место занимал дух-хозяин леса - леший. Везде, где люди жили рядом с лесом - к лешему относились с большим почтением и опаской. И неудивительно, ведь от его расположения зависело почти всё: удача на охоте, благополучный выпас скота, сбор грибов и ягод, заготовка дров, поиск обратной дороги домой сквозь лесную глушь и многие другие ежедневные события крестьянской жизни.

Каждый, кто входил в лес, обязан был спросить разрешение - леший был полновластным и заботливым хозяином леса. Все, что происходит в лесу - будь то сильные порывы ветра, вызывающие ужасный скрип старых деревьев и выворачивающие их с корнем, или обильный урожай груздей - дело рук лешего. Он также заботится о лесных зверях, об их пропитании и защите от охотников. Последние были вынуждены ежегодно заключать договор с лешим, чтобы хоть что-то добыть своим промыслом. Договор обычно заключался на Пасху или в ночь на Ивана Купала: охотник приносил дар хозяину леса (хлеб с солью или пасхальное яйцо) и оставлял его под вывороченным корнем. Свой договор необходимо было хранить в тайне от всех, иначе он переставал действовать и тогда удачи на охоте не жди.

Пастухи тоже серьезно относились к деятельности лешего, ведь скот во многих местах пасли в лесу. В начале сезона пастух трижды обходил стадо, произнося специальный заговор от всяких напастей. Если в этом обряде случайно совершить ошибку, то лешему это не понравится и тогда наверняка жди беды - волк утащит теленка или корова утопнет в болоте. В некоторых деревнях жители даже приносили жертву лешему - отводили корову далеко в лес и там оставляли. После этого леший целый год не трогал деревенского стада.

Но наибольшего распространения в устном народном творчестве получили былины, в которых напрямую соприкасались человек и грозный хозяин леса. Считалось, что если путник блуждает в лесу, то причина тому одна - леший, который весьма изобретателен на всякие проказы. Например, если вы заблудились и неожиданно поняли, что уже третий раз проходите мимо одного и того же пня, то значит леший «привязал» вас к этому пню и нужно прочитать молитву, перекреститься или попытаться рассмешить лешего, чтобы разрушить его чары.

Также стоит следить за своим языком при общении с близкими. Были случаи, когда отец в сердцах посылал сына «к лешему», а тот через несколько дней навсегда пропадал в лесу. Иногда спустя какое-то время пропавший возвращался, но совершенно другим, что даже родные не узнавали его изменившегося характера.

Во многом леший очень противоречивый персонаж - одному он помогает, а другого губит, заставляя блуждать, а затем направляя в самую чащу или топь. Причем не всегда в роли первого оказывается хороший человек, а в роли второго - плохой. Леший может предстать перед путником в виде медведя, волка или филина, согбенного старика или вовсе невидимого духа, присутствие которого можно определить по внешним признакам: внезапное исчезновение шапки или корзины с грибами, сильный ветер, беспричинный страх и т.д.

Пару сотен лет назад почти в каждой деревне, будь то в Подмосковье или в Белоруссии, верили в лешего и могли с ходу рассказать несколько «реальных» историй встречи с ним кого-то из местных жителей. В Подмосковье эпицентром таких историй стало местечко под названием Шахмалова гора - небольшая возвышенность в современном Шатурском районе, посреди густых мещерских лесов и болот. Жители окрестных деревушек Минино, Воронинской, Горяновской, Осаново-Дубовое долгое время считали ближайшие леса пропащими. Сколько в них народу сгинуло - одному Богу известно. Пропадали все - от мала до велика, мужчины и женщины, старожилы и заезжие гости. Лес не прощал ни одной ошибки - пошел ли ты погулять «на часок» без спичек и теплой одежды осенью, или отправился в весенний паводок за прошлогодней клюквой на болото. Подобные «случайности» перестали считать случайными, когда они стали происходить достаточно регулярно. Очень скоро их приписали промыслу лешего, который якобы невзлюбил за что-то местных жителей.

Нашлись и очевидцы, которые видели в лесу седого старика с бородой, способного передвигаться по самой чаще быстро и бесшумно, словно он не человек, а дикий зверь. На попытки с ним заговорить или просто подойти поближе, старик в мгновение ока исчезал в глубине леса.

Отличался здешний лес и своим непостоянством. Никто из опытных охотников не мог с уверенностью сказать, что знает все тропинки, просеки и поляны. Каждый год появлялись новые, а старые словно исчезали, зарастая высокой травой и кустарником. По мнению старожилов именно по этой причине местность весьма условно совпадает с топографической картой - половины троп, изображенных на ней, просто не существует, а вторая половина обязательно заведет вас в трясину или резко оборвется где-нибудь в глуши. Говорят, дороги эти проторил леший и ходить по ним нельзя, иначе беды не миновать. Неизменной остается только Шахмалова гора - высота, отмеченная на карте точкой «135 метров».

Шли годы и однажды все с облегченим заметили, что пропажи прекратились. То ли перепуганные местные жители совсем перестали ходить в лес, то ли леший наконец успокоился. Понемногу все расслабились и дурная слава здешнего леса осталась лишь в «дедушкиных байках».

Но однажды один то ли охотник, то ли грибник проплутал в лесу два дня, промок, выбился из сил и совсем отчаялся вернуться домой, как вдруг увидел небольшую избушку на поляне. Избушка была странная, с многочисленными углами, из разнокалиберных бревен и покрыта такими же бревнами - с дымовым отверстием вместо трубы. Внутри на земляном полу ярко горел костер, как будто кто-то только что подкинул в него охапку хвороста, но хозяина избушки нигде не было видно. Уставшему путнику было не до деталей, он рухнул около огня и заснул крепким сном. Сколько он проспал - история умалчивает, но какого же было его удивление, когда проснулся он на самой опушке леса, откуда было видно его деревню. Вернувшись домой, он так и не решился никому рассказывать о своих приключениях - все и так ноги сбили на его поисках. Со временем охотник и сам перестал верить, что нашел в тот день избушку - настолько неправдоподобной ему казалась вся эта история. «Наверняка совсем измучился и рухнул спать, а про избушку приснилось» - решил он.

Следующим летом из города в деревню к бабушке приехали погостить внуки. Услышав от стариков истории про лешего, они сразу же забросили футбольный мяч и целыми днями пропадали в лесу - в поисках приключений на свою голову. Поначалу за них волновались и пытались запретить опасные прогулки, но ребята неплохо ориентировались, да и скрывали свои истинные намерения, каждый раз принося из леса корзину грибов или ягод. Но однажды в обычный час они не вернулись. Прождав еще несколько часов, родственники не на шутку перепугались и собрали всю деревню, чтобы тотчас идти на поиски, но как раз в этот момент пропавшие появились - ох и досталось им в тот день. В лес они больше не ходили и проводили оставшиеся каникулы за прополкой грядок, но перед самым отъездом рассказали бабушке, что видели в тот день в лесу избушку - многоугольную и из бревен, где-то в самой глуши, и что вышли на нее случайно, когда заблудились, но обратную дорогу нашли легко.

Бабуля всю жизнь прожила в деревне, но ни о какой лесной избушке ни разу не слышала. «Может браконьеры какие построили, или вообще ребятня фантазирует - чай скучно все лето в деревне сидеть» - размышляла она. Вечером она между делом рассказала об этом соседке, а та в свою очередь своему мужу, хорошо знающему окрестные леса. Муж, лениво перелистывающий газету, сидя в глубоком кресле, внезапно вскочил и стал расспрашивать свою недоумевающую супругу детали этой истории. Как вы уже догадались, это и был тот самый не то охотник, не то грибник, потерявшийся в лесу и обязанный своим счастливым спасением таинственной избушке. Теперь он уже не мог молчать и рассказал жене все подробности своих прошлогодних приключений. Жена не на шутку разозлилась, сначала решив, что тот решил над ней пошутить столь странным образом, а когда увидела, что муж не шутит, испугалась за его душевное здоровье.

Вскоре подробности в совершенстве знали все жители деревни - недаром говорят, что слухом земля полнится. Большинство посмеивались над горе-охотником, но насмешки скоро прекратились, когда старый дед Макар отнесся к истории спокойно и с пониманием. «А что вы удивляетесь?» - сказал он, - «Лешего это избушка, иначе и быть не может!». С тех пор охотник стал местным героем и всем гостям обязательно про него рассказывали, как он ночевал в избушке у лешего.

Те, кто помоложе, наслушавшись таких историй, тотчас отправлялись в лес искать логово лешего, но ни у кого это больше не получалось - лесной хозяин отводил.

Прошли годы, сменилось поколение и наступил век высоких технологий. Отголоски этой интересной истории оказались в интернете, а однажды в сети появились и фотографии - кто-то нашел в глубине леса таинственную избушку. Все в ней было так, как гласила легенда - многоугольные стены, старые бревна разной величины, земляной пол с очагом в центре, конусообразная бревенчатая крыша с дымовым отверстием. Располагалась избушка в самой глуши - на вершине небольшой возвышенности, прозванной в народе Шахмаловой горой. Не вели к ней ни тропы, ни дороги.

Говорят, леший перебрался жить в другую часть леса, раз теперь обнаружить его избушку стало относительно легко. Мы решили это проверить, вооружились картой и отправились в сторону Шахмаловой горы из поселка Осаново-Дубовое, двигаясь к северу по старой узкоколейке. Дорога вела сквозь дремучие леса к деревне Мелиховская, но примерно через пять километров мы с нее сошли и направились по азимуту в самую чащу, в сторону заветной высоты «135 метров». По карте от дороги до нее было не более двух километров и мы были уверены, что скоро достигнем цели. После двух часов пути, когда земля под ногами стала пружинить и проваливаться, мы поняли, что завязли в болоте.

Взяли новый азимут на линейный ориентир - старую узкоколейку - и вышли на начальную точку. Вторую попытку сделали более аккуратно, но снова потерпели неудачу. Видимо, в самом деле карта здешних мест совпадает с действительностью весьма условно. Начинало смеркаться и мы ни с чем вернулись обратно в деревню. Уезжая, пообещали друг другу обязательно опять сюда приехать и отыскать избушку лешего Шахмаловой горы. Вот и не верь теперь в старые легенды.

Координаты Шахмаловой горы: к северу около 7 километров (если по прямой, как летают птицы) от поселка Осаново-Дубовое.